Он-лайн центр информационной
поддержки родителей
15.09.2019

Сегодня ребенок - завтра гражданин!Интервью с Е.И. Береговой, начальником управления образования администрации Солнечногорского муниципального района о воспитании в образовательной организации.

 

– Елена Ивановна, что, по Вашему мнению, является основой воспитания учащихся?

– Будущее России как суверенного центра силы современного мира связано не только с решением политических, экономических и социальных проблем, но и с воспитанием Человека в человеке, формированием духовности, нравственности на основе исторически сложившейся российской ментальности, традиционных российских духовно-нравственных и культурных ценностей.

Основой процесса воспитания, его ведущей составляющей является духовно-нравственное воспитание. Оно предполагает создание условий для развития положительных духовных, нравственных качеств, ориентированных на подлинные идеалы и ценности.

Духовно-нравственное воспитание направлено на приобщение подрастающего поколения к традиционным духовным и нравственным ценностям российского общества, на воспитание на основе исторических и культурных традиций русского и других народов России, формирование сознательных и ответственных граждан Российского государства. Тема духовности современного общества отражает глубинные вопросы человеческого существования, смысла жизни живущих и будущих поколений.

Президент Российской Федерации В. В. Путин в ежегодных Посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации, говоря о дефиците духовных скреп, необходимости укрепления духовно-нравственной основы общества, поставил перед системой образования задачи формирования нравственного, гармоничного человека, ответственных граждан страны, впитавших её ценности, историю и традиции, граждан с широким кругозором, обладающих внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить.

– Расскажите о концепции духовно-нравственного развития личности и воспитания гражданина России.

– Концепция духовно-нравственного развития личности и воспитания гражданина России в целях воспитания российского патриотизма и гражданственности является методологической основой новых федеральных государственных образовательных стандартов.

Концепция задает современный национальный воспитательный идеал: «Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» и формулирует базовые национальные ценности (традиционные российские духовно-нравственные и культурные ценности), имеющие богатейшее имплицитное содержание.

В перечисленных документах и материалах закреплено новое отношение к содержанию воспитания в современной школе, в частности:

– под воспитанием в общеобразовательной организации понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления на основе российских традиционных духовных и нравственных ценностей и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач;

– воспитательная компонента в деятельности общеобразовательной организации становится самостоятельным направлением, которое основывается на ряде принципов и отвечает за формирование «воспитательной системы», «воспитывающей среды», «воспитательного потенциала обучения», «воспитывающего уклада школьной жизни» и т.д.;

– воспитание должно быть интегрировано во все виды деятельности школьника: учебную, внеучебную, внешкольную, общественно полезную, которые, в первую очередь, формируют личность школьника, уклад школьной жизни;

– определяются основные формы и методы духовно-нравственного воспитания гражданина России в процессе урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в партнерских отношениях с семьей, институтах гражданского общества, традиционными для России религиозными конфессиями;

– в процессы духовно-нравственного развития обучающегося необходимо включать все субъекты воспитания и социализации детей и молодежи: семью, институты государства и гражданского общества, традиционные российские религиозные организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.

– Какие проблемы необходимо решить в области духовно-нравственного воспитания?

– Решение задач духовно-нравственного воспитания в современной системе образования связано с решением целого ряда проблем, среди которых:

– необходимость формирования ценностно-мировоззренческих компетенций самих педагогов и родителей (повышение педагогической культуры родителей);

– необходимость преобразования процесса обучения, системы воспитательной работы, существующих отношений, семейной обстановки и т.д. с целью создания в образовательной организации и вокруг неё культуросообразной среды, «нравственного поля», способствующих духовному становлению обучающегося, пробуждению в нём желания творить добро.

– Какие задачи стоят перед Вами в области духовно-нравственного воспитания детей?

– Для меня как человека, который занялся этой очень сложной и важной работой, есть приоритеты. Как известно, образование – это обучение и воспитание. Школа на протяжении всей истории человечества всегда формировала личность человека.

Самый большой приоритет – воспитание человека, у которого есть нравственный стержень, которому небезразличны понятия нравственности, доброты, любви, уважения к старшим, заботы о старших.

Из нашего языка, к сожалению, почти ушли слова «милосердие» и «сострадание». А мне очень важно, чтобы маленький человек – ребенок, благодаря труду учителя, стал личностью.

Благодаря учителю, маленького человека можно приучить к трудолюбию. Об этом мы тоже перестали говорить. Именно благодаря подвигу учителя, его нравственным идеалам, ученик идет во взрослую жизнь и принимает её достойно со всеми её сложностями. Возникает вопрос: как это сделать? Лучшее, что у нас было и есть, – это кладезь русской литературы. Ничто лучше не учит человека этим самым нравственным качествам, чем литература. Наша задача – дать ему то, что получали другие поколения, учить истории и традиции, потому что традицией зиждется наша будущая жизнь. Сегодня ребенок – завтра гражданин, и вся ответственность лежит на учителе.

Необходимо заботиться – ежечасно, ежесекундно – о том, каким учащийся вступит во взрослую жизнь, каким он будет. И вся ответственность, прежде всего, нравственная, лежит, конечно, на учителе.

При поддержке Управления образования Солнечногорского муниципального района в общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования реализуются интересные проекты, мероприятия, направленные на духовно-нравственное воспитание детей. Я уверена – работа эта нужная и важная, дающая серьезные положительные результаты.

– Елена Ивановна, что бы Вы хотели сказать в завершение нашей беседы?

– Определение духовно-нравственного воспитания является ключевой задачей современного образования. Школу необходимо рассматривать как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного развития и воспитания детей. Обучение – только один из компонентов личностного развития. Российская школа является важнейшим структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития и воспитания детей в России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника. Такое пространство мы вместе и созидаем.