Он-лайн центр информационной
поддержки родителей
04.09.2019

Статья о роли женщины и семьи в развитии современного общества.

В современных условиях развития общества, в условиях глобальных преобразований, охвативших все сферы организации его жизнедеятельности, при формировании геоэкономических пространств и информационных мировых систем, выводящих человека в мировое пространство, расширении миграционных потоков и всеобщей подвижности населения планеты, ускорении процессов модернизации мира в целом, способствующих переходу общества на новую стадию развития, остро встал вопрос о современном человеке как главной действующей силы исторического процесса, о расстановке сил и функциональной нагрузке субъектов исторического действия в современном мире.

Реальное же состояние общества обнаруживает не только исторические изменения пространства и расширения сферы действия человека и его самого (в частности, его общего интеллектуального потенциала, его способностей и потребностей), но и значимые кризисные явления в его жизнедеятельности, индивидуальном и личностном развитии, проявляющиеся в потере многих традиционных связей и установок, ответственности за общее, потере социальной и духовной близости с другими людьми во все более объективно расширяющихся контактах и т.д. При этом, с одной стороны, характер развития современного общества при глобальных общезначимых изменениях полагает усиление и укрепление связей и взаимодействия людей разных стран, этносов, культурно-исторических объективно сформировавшихся регионов как условия общего развития. С другой - активизируется потребность сохранения разными этносами и культурно-историческими регионами собственных традиций как условия и способа сохранения своей особой культурно-исторической определенности. В целом же происходит сложный процесс произвольной (в значительной степени) дифференциации и интеграции человеческих связей и отношений, при вносящих дисгармонию в социальное развитие современного Общества.

Наиболее остро нестабильность связей и потеря четких ориентиров в отношениях проявляется в развитии растущих поколений, где фиксируемые изменения происходят на разных уровнях их осуществления. Это, прежде всего, разрыв определенных социальных, адекватных соответствующим возрастам, связей, обеспечивающих причастность растущего человека к общественным нормам поведения, возникший в результате практически полного уничтожения социально ориентированных возрастных социумов, в частности, пионерской, комсомольской организации, организующих пространства социально значимых контактов и соответствующие уровни общения. Это замена живого общения детей и юношей Интернетом (при всей значимости его освоении и действия), когда часто беспорядочный выход в мир открытой информации, при отсутствии соответствующих приемов ее ранжирования, ориентирует растущего человека на другие пространства и формы получения информации, блокирующие не только выход в иные познавательные области, но и живые каналы информации, устанавливающие значимые для растущих людей живые отношения, в том числе и важные в социальном осмыслении себя и своего места в обществе. Кроме того, в современных условиях развития детства блокируется система социально значимых в конкретных обществах традиций и культурно-исторических традиций Общества в целом. В этом плане недооценка воспитательного аспекта в целенаправленной деятельности образовательных организаций нанесло непоправимый урон в сфере воспитания растущих поколений.

Значительные «подвижки» в отношениях растущего и человека в целом произошли в результате нарушения традиционной модели генетически заложенной и культурно-исторически задаваемой семьи и семейного социума, где нередко разрушаются традиционно сложившиеся связи чрезвычайно важные не только для воспроизводства культурного потенциала как всего общества, но и для конкретно исторических, в том числе, этнических образований.

Семья, вводящая растущего человека в социальный мир, являясь особым объективно задаваемым социальным пространством в организации Социума, воспроизводящая нормы общезначимых отношений, сохраняющая традиции и культурные особенности этноса, интегрирующая человека в этнокультурное и одновременно в общее социальное пространство конкретно-исторического общества приобретает в новых условиях особый смысл и значение. Она воспроизводит не только нормы отношений конкретных культурно-исторических структур, этносов, сохраняя культурно-историческое разнообразие человеческого общества, но и общечеловеческий культурно-исторический потенциал и нормы человеческих отношений в целом, выполняя особую, присущую ей функцию по воспроизводству человека как носителя социальных отношений в выполнении социальной эволюции. Семья «вводит в мир» рожденного человека, формирует личность растущего человека, помогая ему усваивать и осваивать нормы и традиции конкретных этнокультурных групп, общечеловеческие паттерны поведения и культурно-исторические достижения Общества. И именно поэтому семья как важнейшая структурообразующая система общества становится одним из основных инструментов воздействия на развитие растущего человека и организацию человека взрослого.

Несмотря на то, что в современной семье происходят значительные изменения, в частности, за счет снижения роли собственно семейных традиций в активно развивающемся обществе (чему, практически, не придается значения), ослабевания потенциала активного семейного общения (в том числе, за счет увлечения и детьми, и взрослыми Интернетом), именно семья как особая структурная единица и особое социальное пространство, реализующая генетические, культурно-исторические, социальные связи, должна стать в современной действительности предметом особого внимания Общества. Именно семья как специфическая социальная структура, входящая в целостный Социальный мир и одновременно сохраняющая особенности в культурно-исторической представленности, способна объективно в наибольшей степени сохранять в единстве как развитие личностных начал человека, отвечающих общим нормам исторически прогрессивно развивающихся Общества и Человека, так и специфические особенности и нормы отношений конкретно-исторических структур (прежде всего этносов), обеспечивающих культурное разнообразие в целостности движения Общества.

И именно поэтому возрастает роль носителей традиций семьи как объективно всеобщезадаваемой (в воспроизводстве человечества) и конкретно-исторически и культурно-исторически функционирующей структурной организации Социума. И именно поэтому возрастает роль носителей семейных традиций и организации конкретных культурно-исторических норм отношений, реализующих их в общем культурно-историческом пространстве, и прежде всего матери как главного эпицентра семейного Социума, как главной образующей силы не только в генетическом воспроизводстве семьи (и этнических традиций в формируемой ею культуре этнически задаваемых и шире обще социальных отношений), но объективно как все более раскрываемой в своих потенциях реального субъекта исторического действия.

Ее особая роль определяется не только генетически сложившимися и исторически закрепившемся особым отношением женщины-матери (связанным с трансформацией идентичности и перестройкой самосознания женщины с появлением ребенка) к поведению, потребностям, отношениям растущего рожденного ею человека, но и ответственностью за его поведение и за него как носителя задаваемых норм человеческих отношений разного уровня и характера, включая конкретные, в частности, этнически значимые и обще социальные, которые расширяются и углубляются в исторической динамике общества. Но при этом самосознание женщины подвержено такой трансформации уже в силу осмысления себя как способной иметь ребенка и отвечать за него. Такое отношение поддерживается и реальным, генетически заложенным отношением ребенка к матери, изначальной объективной потребности в ней.

Однако проблема самосознания женщины, с одной стороны, и осознание ее роли и потенциала обществом, с другой, приобретает в настоящее время особый смысл, в частности, в связи с объективной реальностью ее в мире. При всех сложностях и деформации отношений человека в современном мире, происходит реальный, четко фиксируемый, рост самосознания женщины не только в контексте осмысление роли ее как матери, но и социальной значимости, объективно определяемой ею реальной ролью в организации жизни современного общества, что провоцируется не только психологической готовностью ответственности за человека и ее объективной действенности, выстраиваемых на исторической дистанции, но и реальными потенциями ее как конкретного субъекта в историческом развитии общества.

Последнее подтверждается и определяется не только положением современной женщины в современном мире, в котором она занимает практически равное практически положение с мужчинами в разных (за малым исключением сугубо мужских профессий) сферах организации жизнедеятельности общества (науке, искусстве, на предприятиях, в управлении, достигая заметных успехов в них), но и реальным психологическим раскрепощением современной женщины от традиционных статусных оценок ее возможностей и предназначений. В настоящее время мы имеем принципиально новые психологические характеристики современных женщин, еще практически неизученные в соответствующем плане, но уже четко объективно фиксируемые. В частности, это проявляется в психологических установках женщин относительно разных сфер организации своей трудовой деятельности и жизни в целом (которые, как правило, оцениваются в обществе по мужским меркам), в том числе, при сохранении в той или ной степени на преимущества позиции женщины в системе общих социальных отношений. Специальное, целенаправленное исследование их психологических особенностей, осмысление своей позиции в отношениях сферы своей деятельности самих женщин в контексте развития самосознания и пространства самореализации в особой психологической реальности представляет, как кажется, безусловный интерес в плане характеристики их действенного потенциала как реальной силы и как источника психологических подвижек в развитии современного человека. При этом важным представляется такая оценка не только на уровне европейских стран с известными традициями отношения к женщине, но традиционных восточных - в плане осмысления общего миропонимания современного человека, в данном случае - роли женщины в мироустройстве.