Он-лайн центр информационной
поддержки родителей

Реализация проекта духовно-нравственного воспитания родителей «Письма от души»

27.08.2019

Белозерова Наталия Валерьевна об итогах проекта духовно-нравственного воспитания родителей в МДОУ «Детский сад № 2» г. Соликамск.

            В современных социально-экономических условиях приоритетными направлениями в работе дошкольных учреждений является разностороннее развитие каждого ребенка, раскрытие его творческого потенциала. Содержание образования сегодня ориентировано не только на обогащение ключевых компетенций, но и на воспитание личности ребенка, которое понимается как процесс становления духовного образа "Я" ребенка, где в первую очередь создаются условия для развития ценностно-смысловой сферы сознания ребенка, его способностей, умения жить в гармонии с собой, окружающим миром.

            Проблема духовного развития – одна из важнейших проблем человечества. Особую актуальность она приобретает в переломные периоды развития общества. Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве. Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложили в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

            Первейшая задача родителей заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены, и задача родителей помочь в этом своему ребенку. Родители должны обсуждать с ним нравственные вопросы, добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом. Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь проходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

            Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Как жить, что любить и чему учить детей – сами взрослые не могут дать ответ.

            В связи с этим остро встает проблема родительского образования. Именно от того, насколько родители способны быть воспитателями самих себя и своего ребенка, зависят нравственные устои общества и безопасность государства. Родительское образование – важнейшая составляющая образовательного пространства ДОУ, которая направлена на овладение родителями и детьми семейной культуры, способ воспитания духовно-нравственной личности. Сегодняшняя ситуация диктует определенные условия организация взаимодействия родителей и педагогов. Новый тип взаимоотношений детского сада и семьи, использование новых форм работы является решающим условием обновления системы работы ДОУ. Вовлечение родителей в образовательный процесс, их заинтересованное участие в деятельности, взаимопонимание и взаимопомощь необходимы для успешного развития ребенка. Следовательно, главная задача педагогов - найти такие формы работы, которые способны не оставить родителей равнодушными к процессу воспитания и развития собственных детей.

Одной из таких форм является социально-педагогическая технология «Письма», предложенная Е.В. Бачевой. Нами был разработан педагогический проект по взаимодействию с родителями воспитанников детского сада.

Целью которого является внедрение в образовательный процесс социально-педагогической технологии по повышению психолого-педагогической культуры родителей в вопросах духовно – нравственного воспитания детей. Задачи мы определили следующие:

·         Реализовать в практической деятельности технологию организации родительского образования «Письма».

·         Формировать психолого-педагогическую компетентность родителей с последующим применением полученных знаний на практике. Способствовать формированию позитивных детско- взрослых отношений в семье.

·         Развивать рефлексивные способности членов семьи.

            Ожидаемый результат: внедрение современной технологии нравственно-духовного воспитания будет способствовать повышению психолого-педагогической культуры родителей, изучение ими самих себя, своей семьи, своих отношений с окружающими людьми, своих знаний по вопросам воспитания детей.

Реализация проекта «Письма от души» осуществлялась в несколько этапов.

            На подготовительном этапе была определена цель: разработка содержания проекта, условий для его реализации; подобрана методика по детско-родительским отношениям (Опросник детско-родительских отношений А.Я. Варга, В.В. Столина); проведено анкетирование родителей, с целью выявления отношений родителей к своему ребенку («Мой ребенок и его индивидуальные особенности»); прошло родительское собрание «Письма от души», с целью повышения педагогической культуры родителей по духовно-нравственно воспитанию; был осуществлен среди родителей обмен опытом воспитания, поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.

На деятельностном этапе была осуществлена цель: апробация и внедрение проекта в работу с детьми и родителями. Успешно проведены консультации «Счастье – это когда тебя понимают», «Как писать письма», показан мастер–класс на оформление писем в нетрадиционной форме, сделаны памятки для родителей; с детьми писались письма на праздники (День матери, Новый год, День пожилого человека и т.д.), проведен конкурс «Письмо другу», где родители совместно с детьми писали (рисовали) письмо в любой форме и технике.

На заключительном этапе реализовывалась цель: анализ итогов работы. По результатам проектной деятельности создается альбом «Семь Я», пополняются странички портфолио воспитанников.

План реализации проекта был разработан в соответствии с этапами и сроками, продуманы мероприятия и ответственные.

            Родители наших воспитанников всё больше и больше стали участвовать в жизни нашего детского сада. Привлечь, заинтересовать их очень трудно, но это - самая важная задача. Так нелегко порой объяснить родителям, что ребёнка надо не только накормить, одеть, уложить спать, но и общаться с ним, научить его размышлять, думать, сопереживать. А как здорово всё делать вместе - играть, гулять, разговаривать на разные темы, делиться секретами, придумывать разные истории, делать поделки. Это мы и хотим донести до родителей наших воспитанников, проводя с ними необычные беседы, консультации, семинары, практикумы, тренинги, презентации, родительские собрания. Но не все родители могут сразу, с первого раза, понять и принять то, что пытаются донести до них воспитатели. Многим надо вновь и вновь перечитывать, пересматривать, вспоминать всё то, о чём говорили, проецируя на свою семью, свои отношения в семье. Для этого в нашем детском саду оформили стенд «Наше счастье – наши дети», выпускаются буклеты для родителей по разным интересным темам, которые так волнуют родителей.

Контроль над реализацией проекта и оценка его результативности осуществляется по критериям в соответствии с целями и задачами проекта:

Количественно: вовлечение максимальное количество участников (активных и пассивных) в реализацию проектной деятельности.

Качественно: Презентация альбома «Семь Я», оформление страничек к портфолио детей.

В ходе реализации проекта «Письма от души» созданы условия для внедрения модели организации духовно-нравственного воспитания родителей:

·         Разработано методическое сопровождение (диагностический инструментарий, методические рекомендации, консультативный материал). Создана целенаправленная система мероприятий по повышению родительского образования.

·         Обобщен передовой педагогический опыт по реализации современных технологий взаимодействия с семьей.

·         Оптимизированы детско-взрослые отношения в семье, развиты рефлексивные способности членов семьи.

Статья взята из сборника под редакцией Е.В. Бачевой.