Он-лайн центр информационной
поддержки родителей
27.08.2019

Программа "Азбука семьи"Иванова Светлана Владимировна педагог-психолог МАОУ «СОШ № 82», практикующий семейный психолог, бизнес-тренер, сертифицированный медиатор, преподаватель НОУ «Академия родительского образования», рассказала об успехе программы для молодых семей, подростков и родителей.

В последнее время Правительство РФ предлагает много интересных и полезных программ ориентированных на повышение статуса, значимости семьи, ведь все прекрасно понимают, что если у человека нет личной заинтересованности в чем-то, то это может привести к деградации, сначала конкретного человека, а затем и к деградации нации, состоящей из деградированных «человеков». Одним из сильных мотиваторов для достижения человеком социальных успехов может быть семья. Но, к сожалению, в современном мире, статус семьи очень серьезно пострадал, что провоцирует новые неприятные социальные явления.

В стране, где нет войны более 70 лет, есть понятие «сирота» и появилось новое понятие «социальный сирота».

Сначала терминология:

Сирота - ребёнок или несовершеннолетний, у которого умер один или оба родителя (словарь Ожегова С.И.).

Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. (Социальная педагогика: Курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000. С.192)

Чем же опасно для социума наличие таких явлений? По данным Генпрокуратуры РФ мы видим следующую статистику:

·         10% сирот адаптируются к условиям современного мира,

·         40% становятся алкоголиками или наркоманами,

·         40% попадают в тюрьмы, связываются с преступной деятельностью,

·         10% заканчивают жизнь самоубийством.

В данном случае понятия «сирота» и «социальный сирота» объединены. Почему это происходит? Ситуация такова, что дети, попадающие под указанные понятия, сталкиваются с таким трудностями как получение образования, поиск работы, обращение с деньгами, принятие самостоятельных решений и так далее. Все указанные навыки обычный человек, выросший в традиционной функциональной семье, как правило, приобретает постепенно, копируя общепринятую вокруг него среду. Если же семья дисфункциональна, то ребенок не получит необходимого опыта для качественной адаптации в социуме. Какие основные причины, способствует появлению сирот?

Причинами сиротства в Пермском крае являются:

Ø Лишение родительских прав –33%;

Ø Родители осуждены (находятся в розыске) – 11%;

Ø Смерть родителей – 10%;

Ø Добровольное согласие на опеку – 9%;

Ø Отказ родителей от ребенка – 7%;

Ø Ограничение в родительских правах – 5%;

Ø Болезнь (инвалидность) родителей – 3%;

Ø Другие причины – 22%

Информация взята с сайта Павла Владимировича Микова, Уполномоченного по правам ребенка в Пермском крае. Как видно из приведенной статистики социально опасное поведение родителей в совокупности составляет 44 % от общего числа причин, способствующих развитию сиротства.

Что может быть основной причиной потери ценности семейных отношений, как института воспитания духовно-нравственных успешных личностей, способных реализовываться на благо себе, своей семье и своей Родине? Могу предположить, что основной причиной является непонимание: КАК строить отношения таким образом, чтобы они способствовали развитию личности, а не ее деградации.

            В мае 2015 года Председатель Правительства Российской Федерации Д. Медведев подписал «Распоряжение от 29 мая 2015 г № 996-р» об утверждении «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Хорошая инициатива, она ориентирована на взаимодействие: государство - родители и учебные заведения – родители. Но подобных инициатив на сегодняшний момент очень много и они, к сожалению, малоподвижны. Нет у родителей особого желания взаимодействовать.

Любой человек, если дело касается его здоровья, знает: легче и дешевле профилактики еще ничего не придумали. Я предлагаю свою Программу, как «профилактику социального здоровья». У меня нет цели подготовить людей, имеющих в своем арсенале представления о семейной психологии. Но есть желание дать представление о том, что все мы уникальны; что мужчины и женщины - это две параллельные вселенные, но точки соприкосновения все же есть; что семья - это не только ответственность, которую современная молодежь считает обузой, но и огромный ресурс для саморазвития и социальной успешности; что любой конфликт разрешим, если понимать причину его возникновения; что существует множество хороших государственных инициатив, способствующих семейному развитию и процветанию. Данные знания, в моем понимании, помогут улучшить качество взаимоотношений в молодых семьях и, как следствие, снизить развитие сиротства, в том числе и социальное.

Я веду свою личную статистику заинтересованности детей в программе и в изменениях, которые с ними происходят. Мои исследования показывают, что ученикам интересно принимать участие в обучении – это видно и из анкет и из тетрадей обратной связи. О тетради: дети пишут свое мнение на задаваемые мной вопросы, я – даю им обратную связь на их размышления. Некоторые потом приходят со мной это обсудить. По итогам этих «бесед» видно, что часть иллюзий об отношениях переходят в ранг понимания, что все возможно, если есть желание что-то сделать. Под иллюзиями, в данном контексте, я подразумеваю ожидания, что кто-то все решит за вас, т.е. придет и все исправит, все проблемы решатся сами собой и т.д.

На сегодняшний день программа «Азбука семьи» - это методически разработанный курс, состоящий из 34 часов. Программа включает три блока:

1.      Семья и другие человеческие отношения (14 часов)

2.      Семейные войны: нужны ли победители? (11 часов)

3.      Семья и ее социализация (8 часов)

            Данный курс является одним из действий, направленным на формирование семейного социального здоровья, профилактику социального сиротства, одиночества и жизненного разочарования.

Ø Курс позволяет молодым людям понять и осознать свою уникальность, уникальность другого человека, дает возможность увидеть особенности, слабые и сильные стороны мужчин и женщин.

Ø Курс помогает изменить отношение к понятию «ответственность», увидеть в нем не обузу, а огромный ресурс для саморазвития и социальной успешности.

Ø Курс показывает, что любой конфликт разрешим, если дорожить отношениями, слушать и слышать не только себя, но и понимать причину и пути решения ситуации.

Ø Все это поможет старшеклассникам улучшить качество взаимоотношений друг с другом, приобрести опыт и навык конструктивных решений в межличностных отношениях и, как следствие, повысит вероятность их семейного успеха и счастья.

Программа успешно ведется в школе № 82 г. Перми, но мне, как создателю, очень хочется, чтобы про нее знали и вели и в других школах. Как показывает опыт, программу с удовольствием ведут и в дошкольных образовательных учреждениях, в тех, где созданы «Клубы молодых родителей». Программа универсальна и вполне подходит как для работы с подростками 16-18 лет, так и для начинающих родителей и молодых семей.

Статья взята из сборника под редакцией Е.В. Бачевой.