Он-лайн центр информационной
поддержки родителей

Понятие и основные аспекты семейного воспитания. Типы семейного воспитания. Часть 2

17.08.2019

Понятие «родительское отношение» имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно- избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Как правило, в структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Понятия родительская позиция и родительская установка используются как синонимы родительского отношения, но отличаются степенью осознанности. Родительская позиция скорее связывается с сознательно принятыми, выработанными взглядами, намерениями; установка – менее однозначна.

Оптимальная родительская позиция должна отвечать трем главным требованиям: адекватности (реальной оценке особенностей своего ребенка, умении увидеть, понять и уважать его индивидуальность), гибкости (готовности и способности изменения стиля общения, способов воздействия на ребенка по мере его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи) и прогностичности (ориентации на «зону ближайшего развития» ребенка, задачи завтрашнего дня, опережающей инициативе взрослого, направленной на изменение общего подхода к ребенку с учетом перспектив его развития.).

                Различные варианты родительских позиций, установок, родительского (чаще материнского) отношения можно описать следующим образом:

-      симбиоз (чрезмерная эмоциональная близость), авторитарность, эмоциональное отвержение («маленький неудачник») (А. Я. Варга);

-      поддержка, разрешение; приспособление к потребностям ребенка; формальное чувство долга при отсутствии подлинного интереса к ребенку; непоследовательное поведение (В. Н. Дружинин);

-      авторитет любви, доброты, уважения. Авторитет подавления, расстояния, педантизма, резонерства, подкупа (А. С. Макаренко).

                Выделяют также три спектра отношений, составляющих любовь родителей к своему ребенку: симпатия–антипатия, уважение–пренебрежение, близость–дальность (А. С. Спиваковская). Сочетание этих аспектов отношений позволяет описать некоторые типы родительской любви:

-      действенная любовь (симпатия, уважение, близость);

-      отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция с ребенком);

-      действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения);

-      любовь по типу снисходительного отстранения (симпатия, неуважение, большая межличностная дистанция);

-      отвержение (антипатия, неуважение, большая межличностная дистанция);

-      презрение (антипатия, неуважение, малая межличностная дистанция);

-      преследование (антипатия, неуважение, близость);

-      отказ (антипатия, большая межличностная дистанция).

Выделяются следующие параметры детско-родительских отношений (О.А. Карабанова):

-      характер эмоциональной связи, мотивы воспитания и родителъства;

-      степень вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские отношения;

-      удовлетворение потребностей ребенка;

-      стиль общения;

-      способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций;

-      социальный контроль;

-      степень устойчивости и последовательности (противоречивости) семейного воспитания;

-      родительская позиция;

-      тип семейного воспитания;

-      образ родителя как воспитателя;

-      образ системы семейного воспитания у ребенка.

                Одним из основных психолого-педагогических понятий для выделения различных типов семейного воспитания является стиль родительского отношения, или стиль воспитания. Как социально-психологическое понятие, стиль обозначает совокупность способов и приемов общения по отношению к партнеру.

                Родительский стиль – это обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы общения данного родителя с данным ребенком, это образ действий по отношению к ребенку.

                Выделяются стили родительского воспитания в соответствии с характером эмоционального отношения к ребенку и типом родительского контроля (Д. Баумринд):

-      авторитетный стиль характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля с признанием и поощрением развития его автономии. Авторитетные родители реализуют демократический стиль общения, готовы к изменению системы требований и правил с учетом растущей компетентности детей;

-      авторитарный стиль отличается отвержением или низким уровнем эмоционального принятия ребенка и высоким – контроля, стиль общения авторитарных родителей – командно-директивный, по типу диктата, система требований, запретов и правил ригидна и неизменна;

-      либеральный стиль предполагает теплое эмоциональное принятие и низкий уровень контроля в форме вседозволенности и всепрощенчества. Требования и правила при таком стиле воспитания практически отсутствуют, уровень руководства недостаточен;

-      индифферентный стиль определяется низкой вовлеченностью родителей в процесс воспитания, эмоциональной холодностью и дистантностью в отношении ребенка, низким уровнем контроля в форме игнорирования интересов и потребностей ребенка, недостатком протекции.