Он-лайн центр информационной
поддержки родителей

Методы и средства семейного воспитания. Ошибки в воспитании

17.08.2019

В статье рассматриваются методы воспитания, а также типичные ошибки родителей.

            Методы воспитания в семье – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое взаимодействие родителей и детей. В связи с этим они достаточно прочно увязаны с общими методами воспитания, но имеют соответствующую специфику, обусловленную следующими концептуальными положениями:

- влияние на ребенка осуществляется исключительно индивидуально и основывается на его конкретных действиях и поступках, а также с учётом его психических и личностных особенностей;

- выбор методов зависит от педагогической культуры родителей, понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье, особенностей воспитательного взаимодействия и др.
            Считается, что, сколько родителей – сколько и разновидностей методов. Однако в большинстве семей используются общие методы семейного воспитания.

1. Метод убеждения, предусматривающий педагогическое взаимодействие родителей с целью формирования у ребенка внутреннего согласия с предъявляемыми к нему требованиями.

Средства метода: объяснение, внушение и совет.

2. Метод поощрения - побуждение ребенка к формированию у себя желаемых свойств и качеств личности или привычек поведения.

Средства метода: похвала, подарки, формирование перспективы.

3. Метод совместной практической деятельности - участие родителей и детей в одних и тех же мероприятиях воспитательной направленности Средства метода: посещение музеев, театров, семейные выезды на природу, благотворительные акции и поступки, изучение истории семьи и рода, семейный театр, семейная фотография и др.

4. Метод принуждения (наказания) - применение по отношению к ребенку системы специальных не унижающих его личностного достоинства средств, с целью формирования у него отказа от нежелательных действий, поступков, суждений и др.

Средства метода: лишение ребёнка определенного перечня значимых для него удовольствий.

            Несомненно, что в семейном воспитании могут применяться и другие методы педагогического взаимодействия с детьми. Это обусловлено спецификой семейного воспитания в каждом конкретном случае. При этом их выбор методов должен опираться на ряд общих условий:

- знание родителями своих детей и учет их положительных и отрицательных качеств;

- личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление и способность воспитывать детей личным примером;

- степень компетентности родителей, уровень их педагогической культуры и психологического кругозора.

            Действенные духовные контакты в семье не могут возникнуть в результате реализации лишь представленных принципов, правил, методов и средств воспитания. Для этого должны быть созданы соответствующие педагогические предпосылки, общий уровень положительного взаимодействия в семье.

            Для семейного воспитания характерны непрерывность и продолжительность, и в этом с семьей не может сравниться ни один воспитательный институт. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

            Уже в самом раннем детстве необходимы два условия для того, чтобы энергия ребенка и его нервная система укрепились: спокойная жизнерадостность и чувство уверенности. Эти условия зависят от характера влияния ближайшего окружения и социальной среды.

            Семья – это чаще всего скрытый от внешнего наблюдения мир сложных взаимоотношений, традиций и правил, которые в той или иной степени сказываются на особенностях личности ее членов, и в первую очередь детей. Тем не менее, существует и ряд объективных социальных факторов, которые, так или иначе сказываются на всех без исключения семьях, обусловливая трудности осуществлении семьей ее воспитательных функций трудности:

-      разрыв соседских, а нередко и родственных связей;

-      большая включенность женщины в производственную деятельность и ее двойная нагрузка – на работе и в семье;

-      дефицит времени на воспитание и внутрисемейное общение;

-      жилищные и материальные затруднения.

            Причины ошибок в семейном воспитании условно можно разделить на три группы:

-      неправильные представления родителей об особенностях проявления родительских чувств;

-      недостаточность психологических знаний родителей о возрастном развитии ребенка и адекватных ему методах воспитательного воздействия;

-      недооценка роли личного примера родителей и единства требований, предъявляемых к ребенку.

            Самой распространенной ситуацией во многих нынешних неблагополучных семьях является неумение, а иногда и нежелание родителей строить свои взаимоотношения с детьми на основе разумной любви.

            Наиболее часто встречающийся тип неправильного семейного воспитания – гиперопека («потворствующая гиперпротекция», или воспитание по типу кумир семьи). В результате у ребенка возникает потребность быть всегда на виду, ни в чем не знать отказа, воспитывается их уверенность в своем блестящем будущем.

            Когда этого не случается, дети пытаются взять все желаемое силой, любыми незаконными средствами, либо считают себя несчастными, обманутыми, ущемленными. Ребенок теряет способность к мобилизации своей энергии в трудных ситуациях, ждет помощи от взрослых, и прежде всего от родителей. У ребенка развивается так называемая выученная беспомощность – условно-рефлекторная реакция воспринимать любые препятствия как непреодолимые.