Он-лайн центр информационной
поддержки родителей

Круглый стол «Управление личными финансами, понятие денег и формирование семейного бюджета»

04.09.2019

Круглый стол «Управление личными финансами, понятие денег и формирование семейного бюджета»Урок по финансовому планированию для родителей.

 

Необходимые организационные и технические условия:

- время проведения занятия 80-90 мин.

- компьютер и мультимедийный проектор

Для проведения занятия потребуется презентация, подготовленная специально для проведения данного занятия.

Понятийный аппарат урока

Деньги. Функции денег. Формы денег: наличные деньги, безналичные деньги, электронные деньги. Виды наличных денег: банкноты и металлические монеты. Инфляция. Личные (персональные) финансы (финансы населения, финансы домохозяйств). Значение личных финансов в экономике. Человеческий капитал как основа личных финансов. Доходы населения: денежные и натуральные. Расходы населения. Семейный бюджет. Баланс денежных доходов и расходов населения. Управление личными финансами. Цели управления личными финансами. Специфика управления личными финансами на конкретных этапах жизненного цикла человека. Персональные риски (утрата дохода, имущества, здоровья) и стратегии их минимизации. Методы управления личными финансами: финансовый учет, финансовое планирование, финансовый анализ.

Ожидаемые результаты.

Личностные характеристики и установки:

- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

- овладение навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;

- овладение навыками планирования собственного бюджета;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных экономических ситуациях;

- овладение навыками участия в принятии решений о семейном бюджете.

Умения:

- правильно использовать экономические термины;

- характеризовать виды и функции денег;

- знать источники доходов и направления расходов семьи;

- рассчитывать доходы и расходы и составлять семейный бюджет;

- планировать собственный бюджет.

Компетенции:

- способность понимать основные категории и термины;

- способность использовать полученные знания для управления личными финансами;

- способность к самообразованию в области финансовой грамотности;

- способность использовать количественные методы для финансовых расчетов и решать стандартные вычислительные задачи;

- способность использовать современные источники информации и информационные технологии.

Особенности организации обучения.

В зависимости от состава участников семейного мероприятия родителей с детьми, учитель должен использовать различные методы обучения и методические приемы. На занятиях по изучению материала важно решать практические задачи, в частности: научить учащихся разбираться в современных видах денег, а также наличных и безналичных денежных расчетах, отличать настоящие наличные деньги от фальшивых, правильно пользоваться безналичными и электронными деньгами, соблюдать правила финансовой безопасности, определять и рассчитывать личные доходы и расходы, составлять, планировать и анализировать семейный (личный) бюджет.

При проведении мероприятия предполагается преобладание активных и интерактивных методов обучения. Особое внимание уделено применению такого активного метода обучения, как деловая игра. Её можно отнести к виду имитационных игр, так как на уроке создаются обстановка и условия, в которых происходит событие и осуществляется запланированная деятельность.

 

Сценарий урока

ШАГ 1. Характеристика особенностей урока «Управление личными финансами, понятие денег и формирование семейного бюджета» (10 мин.).

Преподаватель: Рассказывает об особенностях содержания данного модуля и, соответственно, об особенностях обучения по темам, входящим в него (5-7 мин.).

Слушатели: Слушают, задают вопросы на понимание.

Преподаватель: Говорит о важности мотивации к изучению данной темы.

А. Зачитывает афоризм о деньгах как великом созидателе благополучия, о служении им человека.

Б. Зачитывает афоризм о доходах и расходах, пословицу о быте.

Слушатели: Слушают, настраиваются на учебную деятельность.

Результат: слушатели поняли, что необходимо выполнять роль учащихся в мастер-классе, а также параллельно быть экспертами.

 

ШАГ 2. Мастер-класс (моделирование занятия с учащимися (50-60 мин.).

Анализ практической задачи, постановка учебной задачи.

Преподаватель:

А. Подводит учащихся к пониманию причин возникновения денег с помощью деловой игры «Обмен» (Приложение 1). Объясняет новый материал. Выполняют действия в соответствии с планом игры. Основные моменты записывают в тетрадь.

Б. Подводит учащихся к пониманию важности ведения семейного бюджета с помощью сюжетно-ролевой игры «Семейный бюджет». Объясняет новый материал.

Слушатели: Выполняют действия в соответствии с планом игры. Основные моменты записывают в тетрадь.
Решение учебной задачи. Преподаватель проводит конкурс «Русские пословицы» для закрепления нового материала (придумать пословицы и поговорки, в которых используются слова «деньги» или другие «денежные знаки»), проводит игру «География денег», где дает задание найти на карте России города, изображенные на современных купюрах. Также проводится игра «Найди пару» (раздает карточки, связанные с получением доходов. Дает задание отыскать ученика, на карточке которого написано слово, связанное со словом другого ученика), организует мини-проекты (делит учащихся на 3 группы и просит предложить, что надо сделать семье в случаях, если доходы больше расходов; если доходы равны расходам; если доходы меньше расходов).

Решение практической задачи с помощью освоенных знаний. Преподаватель объясняет правила игры «Семейный бюджет» (Приложение 2) и выдает раздаточный материал к игре. Учащиеся разбиваются на группы. Каждая группа выполняет действия в соответствии с планом игры и временем выполнения ее этапов.

 

ШАГ 3. Рефлексия учеников. Преподаватель на заключительном этапе занятия должен организовать рефлексию, предметом которой должны быть, с одной стороны, учебные действия учащихся, с другой стороны, – сам способ принятия решения.

Важно закрепить способ решения практических задач и показать, что его можно перенести на решение задач, связанных с выбором направлений семейных расходов.

Слушатели: Участвуют в обсуждении.

Результат: слушатели почувствовали себя в роли учащихся, на себе проиграли то, как можно организовать занятие по одной из тем, посвященных деньгам и семейному бюджету, а также посмотрели, как можно формировать компетенцию решения практических финансовых задач.

 

Приложения

Приложение 1

Содержание деловой игры «Обмен».

Участникам даётся разный товар и каждому ученику предлагается произвести обмен. Например, у первого участника есть ручка, у второго – линейка, у третьего – яблоко, у четвертого – книга и т.д.

1 этап: поменяли ручку на линейку, яблоко на книгу и т.д.

2 этап: первому участнику дается задание получить яблоко, второму получить книгу и т. д.

 

Приложение 2

Содержание сюжетно-ролевой игры «Семейный бюджет».

В игре моделируется процесс распределения доходов семьи по основным расходным статьям бюджета.

Первый этап.

В игре принимают участие команды по 4–5 человек в каждой, можно как оставить семью, присутствующую на мероприятии, так и составить игровую команду.

Участники объединяются в семьи и самостоятельно (или методом жеребьевки) распределяют игровые роли:

1. Муж.

2. Жена.

3. Сын.

4. Дочь.

5. Родители мужа или жены (бабушка и дедушка).

Группа решает вопрос об общей фамилии семьи.

Второй этап.

Участники составляют характеристику семьи, обсуждая группой следующий перечень вопросов: игровое имя и возраст каждого члена семьи; предполагаемое место работы (профессия, квалификация) или учебы, наличие пенсии; предполагаемый размер заработной платы (стипендии, пенсии) каждого члена семьи; возможные источники других доходов семьи (их размер и законность); итоговая сумма ежемесячного дохода семьи.

Все эти данные каждая семья оформляет на Бланке № 1. «Доходная часть семейного бюджета»

Бланк № 1

Доходная часть семейного бюджета.

Характеристика семьи __________________________ (фамилия)

№п/п Семейный статус

Имя, отчество. Возраст Место работы, учебы. Предполагаемый размер зарплаты, стипендии, пенсии.

1. Муж

2. Жена

3. Сын

4. Дочь

5. Бабушка

6. Дедушка

Источники дополнительных доходов:

1._________________________________

2._________________________________

3._________________________________

Общая сумма дохода семьи за месяц: _______________________________

 

В то время как участники работают над составлением потребительского бюджета своей семьи, учитель знакомится с характеристиками каждой семьи на предмет выявления соответствия возраста, профессии, квалификации, размера доходов ее членов и при необходимости корректирует структуру и объемы доходов.

Третий этап.

Планирование предстоящих расходов на один месяц, исходя из общей суммы предполагаемых доходов. В процессе обсуждения статей расходов и принятия окончательного решения участники заполняют Бланк № 2 как в абсолютных величинах расходов по каждой статье в рублях, так и в процентах по отношению суммы расходов по этой статье к общей сумме расходов семьи за данный месяц.

Координатор игры обращает особое внимание участников на необходимость выделения денежных средств на каждую статью расходов.

Бланк № 2

Расходная часть семейного бюджета

Статьи расходов Сумма, руб. В процентах к общим расходам семьи.

1.Питание

2.Одежда

3.Квартплата, телефон

4.Транспортные расходы

5.Культурные/бытовые нужды

6.Предметы домашнего обихода

7.Накопления и сбережения

8 Хобби

9…….

Общий итог 100%

Расходы на текущее потребление не должны быть меньше минимальной стоимости потребительской корзины.

Координатору рекомендуется следить за тем, чтобы участники оперировали в ходе игры суммами, близкими к реальной жизни. Для этого можно раздать таблицы со средней стоимостью товаров и услуг.

Если кто-то из участников значительно завышает или занижает доходы и расходы в сравнении с жизненной реальностью, координатор советует ему скорректировать цифры.

Используя понятия потребительской корзины, выберите те товары, которые считаете необходимыми. Распределите деньги на покупку товаров и услуг в расчете на месяц.

Можно предложить учесть рекомендуемый минимальный набор непродовольственных товаров (например, согласно потребительской корзине, срок износа верхней одежды – 7 лет, брюк из джинсовой ткани – 4 года, свитера – 5 лет, спортивного костюма – 4 года и т.д.). Можно рассмотреть различные жизненные ситуации, предположим, что с зарплаты вам необходимо приобрести одну любую вещь из гардероба. Помимо одежды, к непродовольственным товарам относят обувь, школьно-письменные товары, постельное белье, товары культурно-бытового хозяйственного назначения, предметы первой необходимости, санитарии и лекарства.

Четвертый этап

Координатор подводит итоги обсуждения и составления бюджетов в семьях. При этом каждая семья сообщает основные итоги обсуждения и принятые решения, включая: сумму всех доходов, полученных за месяц; сумму всех расходов за этот же месяц по основным статьям. Общий итог определяется как разность суммы доходов и суммы расходов.

Если разность суммы доходов и расходов отрицательная, это означает, что данная семья живет в долг, и она должна объяснить, где взяты недостающие деньги (или где семья собирается их взять).

Если разность положительная, следовательно, семья закончила этот месяц с определенной экономией. Как она собирается распорядиться этими деньгами: купить ценные бумаги, отложить на крупную покупку в следующем месяце?

Эти сэкономленные суммы приплюсовываются к статье «Накопления, сбережения».

Пятый этап.

Проводится анализ хода и результатов игры. В ходе анализа целесообразно обратить внимание участников на следующие моменты.

1. Процедура обсуждения семейного бюджета:

- Кто чаще предлагал варианты?

- Были ли в семье конфликты?

- Какого рода и в чем была их причина?

- Как семья выходила из этих конфликтов?

- Какие приемы она для этого использовала?

2. Игровые роли:

- Всем ли участникам удалось держаться в рамках заданной игровой роли?

- Если кому-то не удалось выдержать рамки роли, то почему?

- Какие трудности испытывали, играя свою роль? Почему?

3. Знание экономических реалий.

- Насколько хорошо участники знают цены на продовольствие и на промышленные товары?

- Представляют ли, какие суммы расходуются на коммунальные платежи, на культурно-бытовые нужды и т.д.?

- Представляли ли участники хотя бы в самых общих чертах структуру семейного бюджета?

Предоставляется возможность высказаться всем желающим, обязательно нужно выслушать представителей каждой «семьи» (группы).

В старших классах игра может усложняться. Команды получают варианты карточек с описанием семьи и её имущества. Кроме этого, все команды получают информационные листы с указанием размеров расходов и цен товаров и услуг. На основе полученной информации команды составляют собственный бюджет, самостоятельно определяя расходы. Семья может приобретать вещи, накапливать сбережения, покупать ценные бумаги и т.д. В процессе игры команды получают сообщения о событиях, в связи с которыми надо принять решения, потенциально меняющие бюджет семьи.