Он-лайн центр информационной
поддержки родителей
17.08.2019

            Такие игры необходимы для того, чтобы дети и родители усвоили какой должна быть семья, для чего нужны правила и традиции.

1. Игра «Ассоциации»

Предлагается поиграть в ассоциации. Всё, что для этого нужно, - услышать задание и постараться назвать первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову.

·         если семья – это постройка, то она…

·         если семья – это цвет, то она…

·         если семья – это музыка, то она…

·         если семья – это геометрическая фигура, то она…

·         если семья – это название фильма, то она…

·         если семья – это настроение, то она…

Обсуждение ответов и причин подобных ассоциаций.

2. «Игра в семью»

Выбирается 3 семьи из числа присутствующих учащихся. Им выдается определенная семейная ситуация, которую необходимо разобрать, рассмотреть с разных сторон. Полная семья. Мама, папа, ребенок. Ребенок имеет доверительные отношения с обоими родителями. Мама работает на высокооплачиваемой работе и обеспечивает всей семье достойный уровень жизни. Папа – творческая натура, пишет стихи, от случая к случаю получает небольшую оплату. Имея много свободного времени, занимается домашними делами и ребенком. Какая проблема может возникнуть в этой семье? Неполная семья. Мама и ребенок – школьник. Папа исправно платит алименты, часто бывает в командировках, поздравляет на день рождения, но в воспитании не участвует. Маму кладут в больницу, ребенка оставить не с кем. Какое решение проблемы, на ваш взгляд, можно найти? Чья позиция вам ближе? Полная семья (мама, папа, ребенок), которая живет с родителями мужа (работающие) в 5-комнатной квартире, где всем хватает места. Отношения уважительные, нейтральны, явных конфликтов нет. Семья с ребенком, решает жить отдельно и хочет снять квартиру. Родители мужа категорически против «Зачем тратить деньги, когда есть, где жить?». Действительно ли это «деньги на ветер?». Обоснуйте свой ответ. Обсуждение.

3. Тренинг «Дерево семейных ценностей»

            В практике повседневности, работе по изучению и осознанию семейных ценностей применимо интересное упражнение- «Дерево семейных ценностей». Для такого упражнения нужно немного - список ценностей для каждого, большие листы белой бумаги, карандаши, ластики, краски. Упражнение состоит из двух этапов.

1-й этап. Модератор (родитель, педагог) раздает участникам ма­териалы для упражнения и дает следующую инструкцию. Он говорит: «Вам предлагается список ценностей, ко­торые люди, как правило, считают важными для совместной жизни. Просмотрите, пожалуйста, список. Если необходи­мо - дополните его своими ценностями». Может быть использовании список семейных ценностей, приведённый выше в настоящей памятке.

2-й этап. Текст модератора: «Вы поработали над составлением списка семейных ценностей. Теперь вам предстоит составить шкалу приоритетов: определить, какие из ценностей для вас являются базовыми, какие — менее значимы­ми, а какие вообще находятся на периферии. На листе ват­мана нарисуйте, пожалуйста, большое дерево. Это - Древо семейных ценностей. Изобразите его таким образом, чтобы корнями дерева стали ваши базовые, самые принципиаль­ные ценности, ствол составили менее важные, а ветвями - те ценности, которые относительно важны для вас».

Подведение итогов. Обсуждаются вопросы: «Какие выводы вы могли бы сделать по окончании своей работы над «Древом семейных ценностей»?» «Подумайте, как бы выглядело Древо, если бы его изобразили другие члены вашей семьи?», «Что значат для вас семейные ценности?», «Осознанно ли происходит создание семейных ценностей в семье, или это происходит само собой?», «Как влияют ценности на семейные взаимоотношения?»

На стадии обсуждения происходит представление результатов работы, сравнение разных деревьев и выявление сходств.

4. Упражнения «Семейные правила»

Преподаватель даёт всем участникам задание составить список правил, принятых в семье, в которых они живут. В ходе работы можно разделить правила, на уникальные, культурно-заданные, открытые, скрытые. После написания правил провести обсуждение и выписать на доске (ватмане) правила, разделив их на открытые, скрытые, уникальные и культурно-заданные. Вывод: в каждой семье создаётся свой, уникальный набор правил.

5. Упражнение-игра «По следам Нарнии. Создаём свод правил».

Время проведения 20 – 30 минут. Ведущий делит учащихся на группы по 4-5 человек и предлагает поиграть в волшебное королевство. Итак, представьте себе, что вы – главы волшебного королевства. Вам нужно придумать свод правил, по которым будет развиваться ваше королевство, распределить роли, кто главный, кто за что отвечает и т. д. Свод правил (конституцию королевства, королевские указы) нужно оформить на ватмане и огласить перед всеми. В создании свода правил принимают участие все участники. Подвести итоги игры: говоря, что в каждой семье можно и нужно разработать правила, по которым семья будет существовать, но не забыть о главных трёх правилах:

1. Стараться относиться к родственникам мужа (жены) как к своим собственным, а именно с пониманием, уважением, теплом. Особенно к родителям вашей половинки, ведь именно они подарили вам любимого человека, воспитав его таким, что Вы влюбились в него и теперь только с ним видите ваше общее дальнейшее существование.

2. Придерживаться выработанного народной мудростью правила. Не упрекать мужа (жену) в унаследованных им (ею) от родителей привычках и не нравящихся чертах характера. Не комментировать: «Вечно ты, как твоя мать…»; «Ну, есть в кого, твой папа тоже…» и т. д. Подобные упрёки обычно дают обратный результат: от них отмахиваются, не желают обращать на них внимание, не считают нужным переделывать себя. Кроме того, сказанные, может быть и справедливые, но обидные слова в адрес близких людей рождают порой неосознанную обиду, которая когда-нибудь выплеснется или в адрес обидчика или в его родных.

3. Искать в отношениях не промахи и недостатки, а доводы в пользу друг другу. Не забывать об уважении к возрасту, опыту знаниям старших членов семьи.

В основе этих правил, в сущности, лежат та же терпимость, тот же такт, то же отношение к другому, как к самому себе. Есть, правда, и особенность. Если человек смолоду не научился уважать собственных родителей, строить с ними тёплые, доверительные, дружеские отношения, вряд ли ему удастся добиться хороших отношений со своими вторыми родителями.

Так что учиться семейной дипломатии можно и нужно уже теперь: в родительской семье, в общении с родителями друзей, с другими взрослыми.

6. Игровое упражнение «Запрет».

Ведущий выбирает одного из учащихся для выполнения упражнения, который будет изображать ребенка. Ведущий: посмотрите, пожалуйста, на свои стулья, у кого на стуле окажется геометрическая фигура - треугольник выходит в круг. Вы ребенок, а я - мать. Я очень забочусь о своем ребенке, чтобы он не вымазывался, чтобы не заболел и т.д. Запрещаю прыгать ребенку по лужам, бегать по улице (завязывает ему ноги ремешком, либо ленточкой), запрещаю прикасаться к палочкам на улице, собирать камни и тянуть их в рот (завязывает руки), запрещаю смотреть на вещи, которые по вашему мнению, не нужно видеть ребенку – (завязывает глаза), слушать то, что говорят взрослые (завязывает уши), не хочу разговаривать с ребенком и говорю закрой рот – (завязывает рот). Посмотрите на моего ребенка, сможет ли он в этом состоянии эффективно общаться со сверстниками, удовлетворять свои потребности, развиваться полноценно. Эти все действия и слова родителей негативно влияют на развитие ребенка, но в каждом случае можно найти компромисс, помогите мне.

Участники находят компромисс для решения сложных ситуаций:

- Не завязывать ноги - обуть резиновые сапоги;

- Не завязывать руки - помыть руки после прогулки;

- Не завязывать глаза или уши - разговаривать спокойным голосом, не ругаться;

- Не завязывать рта - выслушать ребенка;

Ведущий: вместе мы с вами нашли варианты решения проблемы. Нельзя запрещать ребенку, познавать окружающий мир, только в познании окружающей среды и в общении с родителями, ребенок развивается и это влияет на социализацию ребенка.

7. Игра «Пирамида традиций».

Передавая друг другу предмет необходимо назвать любую семейную традицию (связь поколений, семейный альбом, общий интерес (чтение книги, слушание музыки, работа в саду…)