Он-лайн центр информационной
поддержки родителей

Интерактивная лекция «Заработок школьников в ХХI веке»

03.09.2019

Уроки для школьников, на которых они узнают о том, как зарабатывать деньги.

 

В 8–9 классах дети обучаются в возрасте 14–16 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира.

Целевая группа: 8-9 класс (14-16 лет), родители.

Продолжительность проекта: 3 академических часа.

Цель проекта: Познакомить учащихся с видами заработков и формировать разумное финансовое поведение школьника.

Задачи проекта:

- Продемонстрировать теоретическую и правовую базу в рамках вопроса о заработке школьников.

- Определить характеристики каждого из видов заработка школьников.

- Проанализировать и найти наиболее оптимальный способ заработка школьника в XXI веке.

- Обсудить с родителями финансовое поведение школьников, способы заработков детей.

 

Планируемые результаты:

Личностные:

                                ·            Адекватное понимание и оценивание форм заработка подростка.

                                ·            Формирование гражданской позиции.

Метапредметные:

·         Умение устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами.

                                ·            Поиск и анализ информации.

                                ·            Формирование и постановка познавательных целей и задач.

                                ·            Взаимодействие в групповой работе.

                                ·            Защита представленных работ.

Предметные:

                                ·            Получение знаний о видах заработка подростков.

                                ·            Изучить правовые нормы, повысить финансовую грамотность.

Содержание проекта

Для реализации данного проекта предусмотрено три урока (по 45 мин): теоретический (технология смешанного обучения: «перевернутый класс»), практический (в форме проектной деятельности) и итоговый уроки.

Стоит отменить, что предварительно до первого занятия (в рамках «перевернутого класса»), учащиеся получают задание на дом. Им предстоит познакомиться с правовой базой, необходимой терминологией, видеоматериалами.

Первый урок предполагает:

В рамках фронтального опроса, дискуссии и тд. Выявляется проработанность вопросов по:

1)      Правовой базе в области труда (Знание норм и законов, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних (см Конституция РФ ст. 37, Трудовой кодекс ст.63))

2)      Рассмотрение видов заработка в XXI веке для школьника (Учащиеся находят и характеризуют доступные им виды заработков)

3)      Ознакомиться с терминологией по данной тематике (Ряд базовых и специальных терминов по темам: «Какие бывают источники доходов», «Какие бывают финансовые риски» и тд.) См. Е.Б. Лавренова: Финансовая грамотность.).

Перечень основных терминов см. в Приложении 1.

На втором уроке (практическом) основная задача состоит в том, чтобы скоординировать групповую работу (учащиеся делятся на группы с помощью жребия) по трем видам заработка:

  • Традиционные виды заработка
  • «Фриланс»
  • Финансово-рискованные виды заработков (ставки, азартные игры).

На данном этапе учащиеся разбирают особенности каждого из трех представленных видов заработка, анализируют их и определяют: доходность, легальность, трудозатратность и т.д. Итоговым продуктом работы учащихся должны стать презентации выбранного ими вида заработка (в любой форме: презентация, блог, буклет, видео и тд.).

На третьем (итоговом) уроке учащиеся защищают свои разработки, обсуждают достоинства и недостатки каждой из видов заработка в форме общей дискуссии.

Учитель включается в процесс обсуждения на завершающем этапе урока, чтобы разобрать «подводные камни», а также обозначить проблемы и вопросы, не затронутые учащимися.

Технологические карты уроков см. в Приложении 2.

Формы и система оценивания результатов

Критерии

Справились

Не справились

Источниковая база

 

 

Ориентация в теме

 

 

Способность к критическому мышлению

 

 

Оформление

 

 

Презентация (выступление)

 

 

Умение работать в группе

 

 

 

Оценка в форме: зачет/незачет. Зачет ставится на основании пяти (из шести возможных) успешно выполненных критериев.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Труд; право на труд; трудовой договор; трудовые отношения; возраст, с которого допускается заключение трудового договора; охрана труда; документы, предъявляемые при заключении трудового договора с несовершеннолетним лицом; трудовая книжка; медицинский осмотр; продолжительность рабочего времени несовершеннолетних; запрет или ограничения на применение труда несовершеннолетних работников; отпуск несовершеннолетних работников; оплата труда несовершеннолетних работников; материальная ответственность; расторжение трудового договора; налоги; физические/юридические лица; резидент/ нерезидент; НДФЛ; виды заработков, ИНН.

 

Приложение 2

Структура первого урока

Цель: Сформировать знания у учащихся о правовом регулировании труда в РФ, дать представление об основных терминах в области труда.

Задачи: 1) способствовать развитию у учащихся коммуникативных компетенций, через ведение дискуссионного диалога;

2) способствовать развитию навыков работы с дополнительным материалом и документами;

3) сформировать умения использовать полученные знания в практической деятельности.

Тип урока: изучение нового материала

 

Ход занятия

Этапы организации учебной деятельности

Время

 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Прогнозируемый результат

Самоопределение учебной деятельности

1

Приветствует обучающихся проверяет их готовность к уроку. Создаёт доброжелательную рабочую атмосферу в классе.

Приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу.

Личностные: самоопределение, позитивный настрой к восприятию нового материала.

Актуализация знаний. Постановка учебных задач.

5

Учитель объявляет тему занятий и организует погружение в проблему.

Предлагает учащимся сформулировать цель и задачи урока исходя из темы.

Слушают учителя, выделяют главную идею анализируют, выдвигают гипотезы, высказывают свое мнение, мысли на поставленный вопрос. Устанавливают причинно-следственные связи.

 

Пытаются сформулировать цель и задачи урока.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачи урока, сформулированные учителем.

Личностные:

смыслообразование.

Регулятивные: способность к волевому усилию, умение адекватно ставить учебные цели, задачи.

Познавательные: Умение понимать основную мысль текста,

адекватно отражать основные положения текста.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Пытаются решить учебную задачу.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация. Умение спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое.

Изучение нового материала

34

Учитель организует дискуссию по заранее подготовленным учениками терминам.

Учитель контролирует процесс обсуждения, если необходимо, то корректирует определения понятий.

Учащиеся выступают и обсуждают основные понятия по теме.

Личностные: умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Осознание ответственности за общее дело.

Регулятивные: волевая саморегуляция. умение оценивать свою работу и работу группы.

Познавательные: анализ, синтез, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: Умение чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей. Умение представлять и сообщать в устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Умение эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной.

Рефлексия

5

Учитель предлагает подвести итоги урока.

Учащиеся высказываются о результатах своей деятельности на уроке, отвечают на вопросы позволяющие обобщить пройденный материал, говорят о своих впечатлениях и своем эмоциональном состоянии. Делают вывод о качестве своих знаний до и после урока.

Учатся соотносить результат с поставленной целью в собственной деятельности, подводят итоги:

Продолжите предложение.

1. Целью моего освоения темы было...

В результате я получил...

2. Для того, чтобы выполнить задания:

-я сделал следующее...

- я воспользовался источниками...

 

 

Структура второго урока

Цель: представить возможность разработки проекта по теме «Виды заработков»

Ход занятия

Этапы организации учебной деятельности

Время

 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Прогнозируемый результат

Самоопределение учебной деятельности

1

Приветствует обучающихся проверяет их готовность к уроку. Создаёт доброжелательную рабочую атмосферу в классе.

Приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу.

Личностные: самоопределение, позитивный настрой к восприятию нового материала.

Актуализация знаний.

Подготовка к проекту и постановка учебных задач

2

Помогает в постановке цели проекта. Определяет три направления проекта: Традиционный заработок, Фриланс, Финансово-рискованные виды заработков.

Наблюдает за деятельностью учащихся.

Определение темы и целей проекта.

Формирование рабочей группы.

 

Планирование проектной деятельности

2

Предлагает идеи, высказывает предположения.

Формируют задачи. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии и показатели успеха проектной деятельности

Личностные: умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Инициатива, находчивость, активность при работе в группе, умение прислушиваться к аргументам других и учитывать их в своей позиции.

Осознание ответственности за общее дело.

Регулятивные: волевая саморегуляция. умение оценивать свою работу и работу группы.

Познавательные: анализ, синтез, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: Умение чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей. Умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Умение эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Умение слушать и слышать друг друга при работе в группе.

Умение договариваться, приходить к общему решению.

Умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию дружелюбным для оппонентов образом.

 

Выполнение проекта

40

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся.

Выполняют исследование, решая промежуточные задачи.

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект.

 

Структура третьего урока

Цель: представление результата своей проектно-исследовательской деятельности.

Ход урока

Этапы организации учебной деятельности

Время

 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Прогнозируемый результат

Самоопределение учебной деятельности

1

Приветствует обучающихся проверяет их готовность к уроку. Создаёт доброжелательную рабочую атмосферу в классе.

Приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу.

Личностные: самоопределение, позитивный настрой к восприятию нового материала.

Постановка учебной задачи

2

Формирует задачу на итоговое занятие: представление проектов и их оценивание.

Выбирают и обосновывают свои критерии и показатели успеха проектной деятельности

Личностные: умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Инициатива, находчивость, активность при работе в группе, умение прислушиваться к аргументам других и учитывать их в своей позиции.

Осознание ответственности за общее дело.

Регулятивные: волевая саморегуляция. умение оценивать свою работу и работу группы.

Познавательные: анализ, синтез, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: Умение чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей. Умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Умение эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Умение слушать и слышать друг друга при работе в группе.

Умение договариваться, приходить к общему решению.

Умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию дружелюбным для оппонентов образом.

 

Защита проектов

30

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа

Выступают со своими проектами.

Оценка результатов и процесса проектной деятельности

12

Оценивает усилия учащихся, их креативность, качество использования источников. Определяет потенциал продолжения проекта и качество отчета

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок деятельности

Рефлексия

5

Учитель предлагает подвести итоги урока.

Учащиеся высказываются о результатах своей деятельности на уроке, отвечают на вопросы позволяющие обобщить пройденный материал, говорят о своих впечатлениях и своем эмоциональном состоянии. Делают вывод о качестве своих знаний до и после урока.

Учатся соотносить результат с поставленной целью в собственной деятельности, подводят итоги:

Продолжите предложение.

1. Целью моего освоения темы было...

В результате я получил...

2. Для того, чтобы выполнить задания:

-я сделал следующее...

- я воспользовался источниками...