Он-лайн центр информационной
поддержки родителей

Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье

14.09.2019

Читайте статью Володиной Л.О. о воспитании и семейных ценностях.

Лариса Олеговна Володина, доктор педагогических наук, доцент Института теории и истории педагогики РАО рассказывает о системе традиционных ценностей воспитания в русской семье во второй половине XIX века. Исходным моментом выстраиваемой системы, согласно исследованию автора, является представление о русской семье как субъекте национальной культуры, характеризующемся самоценностью.

Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье есть феномен русской культуры, отражающий потребностно-мотивационную сферу русской семьи как социального института воспитания, где сущность духовных ценностей определяется ценностями нравственными, проецирующими цель, смысл и содержание её воспитательной практики в границах пространственно-временной реальности. Обозначенные методологические позиции позволили раскрыть содержание системы традиционных ценностей воспитания в русской семье.

Становление такой системы рассматривалось в соответствии с историческими периодами, отражающими процесс формирования Российского государства до второй половины XIX века: культура языческой Руси (VIII век – 990-е годы), христианская Русь (990-е – 1240 годы), монгольская эпоха (1241 год – середина XV века), Московская великокняжеская Русь (середина XV – XVII век), эпоха формирования Российской империи (XVIII – первая половина XIX века). Проведенный анализ показал, что в разные периоды развития страны доминирующими становились разные духовные ценности и их совокупности.

Так, культура Древней славянской Руси – важнейшая ступень в формировании ценностей воспитания в русской семье – давала представление о значении кровного родства (отец, мать, муж и жена, дитя, дом, семейный лад), природных богатств (труд, здоровье, жизнь, красота, вера, добро и надежда). Эти ценности несли первичное осмысление русской семьей доминант духовно-нравственного воспитания. Период православного христианства на Руси обозначил ценности воспитания в русской семье с позиции православной веры: брак как признание духовной ответственности и связанные с ним понятия – обручение, венчание, целомудрие, супружеское сожительство; родительское благословение, крестные родители. Период монголо-татарского нашествия нёс в себе осмысление таких позитивных ценностей воспитания в русской семье, как Родина, соборность и связанные с ними представления о патриотизме, милосердии, сопереживании, терпимости, сострадании и отзывчивости. Период середины XV – XVII века дополняет положительный ценностный мир воспитания в русской семье: зарождаются новые духовные ценности: держава и авторитет родительской власти, в связи с этим появляются понятия о нравственной ответственности отца-государя за благополучие семьи, нестяжательстве, зарождаются элементы научной организации труда. Эпоха XVIII – первой половины XIX века подвергала более глубокому осмыслению ряд духовных явлений. В первую очередь это относится к категориям «Родина», «держава» и новой – «гражданин», утверждая в воспитании законопослушание, национальную гордость, полезность Родине.

Регион вносит свой вклад в накопление традиционных национальных духовно-нравственных ценностей воспитания в русской семье. Формировалась сельская община со всеми присущими ей социальными функциями, гораздо значительнее была её роль в системе общественных отношений, прочнее права крестьян на землю. Это определило становление в ценностной сфере воспитания региональной семьи понятия о самостоятельном хозяине и связанных с ним категорий: «свобода», «человек», «правда», «право», «доверие», «равенство», «репутация», «достоинство», «достаток».

Исследование развития ценностей воспитания в русской семье до второй половины XIX века позволило подойти к пониманию системы традиционных ценностей воспитания в русской семье, сложившейся ко второй половине XIX века.

Исходным моментом выстраиваемой системы является представление о русской семье как субъекте национальной культуры, характеризующемся самоценностью. В то же время она неотрывна от общественных и государственных процессов, а также от природно-географических условий, в которых нация исторически развивалась. Культурно-национальная и кровная самоценность семьи, природно-географические условия жизни и общественно-государственные основы русской семьи являются общими факторами, влиявшими на становление системы ценностей воспитания в русской семье. Выделение и обоснование данных факторов позволило определить системные основы духовно-нравственных ценностей семейного воспитания. Элементами системы выступают ставшие традиционными духовные ценности (базовые) и соотносимые с ними нравственные ценности.

Свободолюбие, умение признавать в себе и других положительные качества – проявление подобных черт в крестьянской среде всегда вызывало у корреспондентов, изучающих Северо-Западный регион России в начале XIX века, невольное восхищение: «Народ не забитый, не низкопоклонник». Понятие личного достоинства передавалось и детям. Удивляет краеведов отсутствие постоянной опеки над подростками, которые очень рано начинали пользоваться самостоятельностью. Предоставляя им право «распоряжаться личным временем для собственных нужд», родители тем самым стремились воспитывать в них не только «серьезность, рассудительность, деловитость», но и «рациональность, умение спланировать свой рабочий день», за результаты которого они несли ответственность. В крестьянской семье свобода воспринималась прежде всего как деятельность, неразрывно связанная с самоорганизацией и дисциплинированностью, ощущением собственной значимости в общественном деле. Понятие о свободолюбии обусловило происхождение таких духовно-нравственных ценностей, как правда, равенство, и связанных с ними представлений о честности, справедливости, искренности, верности слову, доброжелательности, «бесхитростности и прямоте души». С категорией свободы тесно соприкасалась в семейном воспитании и ценностная категория «достаток».

Так, Н. Брусилов «бросающуюся в глаза зажиточность крестьянских семей» Вологодской губернии расценивает как «плод труда благоустроенного». Не случайно понятие «нищие» среди крестьян региона воспринималось как признак лености, недобросовестности, «недостатка хозяйственной попечительности». «И среди златых песков (рачительный хозяин, в понимании автора) есть нищие». Их публичное осуждение имело целью «разбраковать подобную братию», которая подавала «плохой пример подрастающему поколению». «Друзья-тунеядцы! – обращались к ним, – не пора ли вам перестать есть чужой хлеб, облитый потом ближних ваших? Принимайтесь-ка за работу со всем усердием, не жалея ни плеч, ни рук, будите свой ум-разум». Хотелось бы обратить внимание на мудрое изречение крестьян, которое можно представить как одну из жизненных ориентаций современной молодежи: «К 30 годам ума нет, к 40 – богатства, ни тому, ни другому не бывать».

Еще одной важной ценностной категорией, связанной с понятием свободы, была «репутация» как своеобразная формула доверия в общественном мнении, значение которой в русской семье определялось пословицами: «Береги платье новое, а имя смолоду», «Дома как хочу, а в людях – как велят».

Репутация играла решающую роль в решении многих вопросов. Односельчанина, имеющего дурную славу («В семье не без урода»), «вовсе не щадили и при первом удобном случае выгоняли из общества».

Наряду с репутацией отдельного лица в сельской общине формировалась репутация семьи и целых поселений: «Крестьяне при женитьбе сына выбирают невесту по себе, т.е. по состоянию и знатности равную. Знатность состоит в том, что ни наличные члены семьи, ни их предки не бывали под судом и пользовались уважением среди жителей не только среди деревни, но даже целой волости».

Привязанность крестьянского хозяйства к природному базису, то обстоятельство, что основным средством производства в нём оставалась земля со всеми относящимися к ней процессами (землевладение, землепользование), обусловливало, несмотря на различие этнических традиций, единообразие во всём жизненном строе, на фоне которого формировалась ценностная категория семейного воспитания в разных губерниях региона – «гражданский мир».

Понятие о гражданском мире способствовало закреплению в домашней педагогике следующих нравственных качеств: уважение чужой самобытности, терпимость к чужому мнению, поведению, умение ладить с другими, миролюбие, дружелюбие, незлопамятность.

В целом регион вносит свой вклад в накопление традиционных национальных духовно-нравственных ценностей воспитания в русской семье. В этом его историческая роль.