В уроке приводятся различные ситуации, с которыми нужно справиться ученикам и родителям.
Тип мероприятия: комбинированный урок
Вид мероприятия: внеклассное мероприятие - семинар
Цель мероприятия: формирование уважительного отношения к семье, семейным ценностям.
Задачи:
· Воспитывать морально – нравственные качества: любовь к близким, к родителям.
· Воспитывать у учащихся качества толерантной личности: позитивное восприятие окружающих.
· Формировать умение работать в команде.
· Воспитывать уважение к одноклассникам, умение слышать и слушать друг друга.
· Развивать самостоятельность суждений, умение логически мыслить, отстаивать свою точку зрения.
Участники: ученики старших классов, их родители
Оборудование: экран, компьютер
Принципы: доступности, наглядности
Методы: словесные, наглядные
Формы работы: групповые, коллективные
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Метапредметные:
· планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
Личностные:
Описание педагогических технологий, применяемых на мероприятии: информационно-коммуникативная технология.
Актуальность: Хорошо ли знаю родители своих детей и наоборот? Мероприятие позволит узнать ближе друг друга, разрешить семейные конфликты.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Звучит песня: «Родительский дом».
Дети делятся на группы и родители делятся на группы, один из группы называет тему урока.
- Каждый из вас назвал тему со своей, особой интонацией. Кто-то выделил слово «мы», кто-то слово «родители», а кто-то слово «наши». Интонации прозвучали с нежностью, с любовью, со всей строгостью, даже страхом.
Продолжи фразу: «Семья это...» Группы обсуждают и высказываются по очереди.
- Действительно, семья – это место, где тебя любят и понимают, где ты найдёшь сочувствие и тепло; и только самому близкому мы доверяем свои тайны, свою боль и всё самое сокровенное. Семья – это как маленькое солнце, которое часто рисуют маленькие дети на просьбу нарисовать свою семью. Это солнце притягивает к себе, благодаря ему, нам тепло и уютно. И мы хотим, чтобы это солнце светило всегда, даря нам любовь, ласку, доброту и объединяя нас.
Нарисуйте и вы, каждый свое солнышко, а на его лучах напишите, как называют друг друга в вашей семье (дети-родителей, родители-детей, дети друг друга, родители друг друга…) После работы, по очереди называем свои лучики.
А часто ли мы говорим нашим близким приятные и добрые слова?
Давайте в группах подумаем и попробуем сказать тёплые слова нашим близким.
1 гр. (детям) – маме, у которой отчего- то грустные глаза;
2 гр. (детям) – бабушке, у которой уставшие глаза;
3гр. (мамам) – мужу, пришедшему раздражённым с работы;
4гр. (родителям) – дочери, у которой заплаканные глаза.
- Трудно было или нет? Легко и просто?
Как сказал Дейл Карнеги: «Похвала, доброе слово любому приятны. Она окрыляет, делает человека лучше, добрее».
Великие люди всех эпох немало слов сложили о семье, эти слова со временем превратились в известные афоризмы, пословицы и поговорки. Предлагаю вам составить некоторые из них (у каждой группы разрезанные пословицы):
- Любовь к родителям – основа всех добродетелей. (Цицерон)
- Что ты сделаешь для родителей своих, того же ожидай от детей. (Питтак)
Любить - значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо. (Аристотель)
- Любить далёких легко и просто, но невозможно любить близких. (Ф.М. Достоевский)
- Действительно, далеких мы не видим каждый день, не видим их слабостей, странностей, недостатков. Где-то они делают свое дело, а тут, рядом – близкие: уставшие, раздражённые, в халате и в тапочках, со своими проблемами, а может болезнями. Но все-таки, что нужно сделать для того, чтобы любить близких было также легко и просто, как и далёких?...
Послушайте притчу: «В давние времена жила одна семья, и в ней царил мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи, как им удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга. Старец взял лист бумаги и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано одно и то же слово, но 100 раз».
Как вы думаете, что это за слово? (понимание)
Каждый из вас в любой ситуации должен уметь понять друг друга, поддержать и помочь, т.е. проявлять толерантность.
Семья – это не только ласковое солнышко, также её сравнивают и с айсбергом, в котором лишь 1/8 всех проблем лежит на поверхности, а 7/8 скрыто от посторонних глаз.
Но только ли словами мы должны доказывать нашу любовь? А чем ещё? Правильно. Поступками.
Как вы поступите в следующих ситуациях?
1гр. (детям) – вы планировали половину выходного провести у друга, а мама вас просит помочь прибрать дома.
Ваши действия?
2гр. (детям) – вы хотите погулять вечером, а вас просят остаться посидеть с маленьким братишкой.
Ваши действия?
3гр. (родителям) – ваш ребенок провинился в школе (получил «2»), но за ним зашли друзья, они договорились вместе погулять. Ваши действия?
4гр. (родителям) – класс вашего ребенка вместе с родителями запланировали поход, но вам не хочется идти. Ваши действия?
Какой вывод?
Одним из домашних заданий было нарисовать герб семьи.
Дети представляют свои гербы и объясняют, что изобразили. Учитель подытоживает.
Смотрим фрагмент фильма о взаимоотношениях отцов и детей и обсуждаем в группах, что же хотел сказать автор этим эпизодом.
А теперь давайте мы с вами построим домик, в котором нам жилось бы тепло и уютно. Напишите, какими поступками вы обещаете сохранить в доме тепло, уют и любовь. (Каждый пишет на листочке, учитель зачитывает все ответы)
Из дневника государыни императрицы Александры Федоровны Романовой:
Великое искусство жить вместе, любя друг друга нежно. Это должно начинаться с самих родителей. Каждый дом похож на своих создателей. Утонченная натура делает и дом утонченным, грубый человек и дом сделает грубым.
В каждом доме бывают свои испытания, но в истинном доме царит мир, который не нарушить земным бурям. Дом – это место тепла и нежности. Говорить о доме надо с любовью.
В таком доме могут воспитываться только красота и мягкость характера. Одним из несчастий нашего времени является то, что тихие семейные вечера вытесняются делами, развлечениями, вращениями в обществе.
Вывод: У всех получились похожие фразы. Если мы хотим, чтобы в нашем доме было тепло и уютно и любить близких было легко и просто, мы должны относится к ним так, как бы мы хотели, чтобы относились к нам, то есть мы будем заботиться, благодарить, говорить тёплые слова, помогать нашим близким.
Рефлексия.
Закончи предложения:
После урока семейной любви я...
Теперь я знаю...
Услышанное заставило меня...
Сегодня вечером я...
Любить близких будет легко, если я...
Я поймал себя на мысли...
Я категорически возражаю...
Подведение итогов.