Y
Он-лайн центр информационной
поддержки родителей

Уроки по окружающему миру для детей 1-4 класса и их родителей

15.09.2019

Здесь приведены два урока для расширения кругозора детей и родителей. В первом уроке они узнают о традициях других народов, а во втором о родном регионе.

1) Тип мероприятия: урок получения нового знания

Вид мероприятия: родительское собрание

Цель мероприятия: расширить знания учащихся о семейных праздниках и традициях разных народов мира

Задачи:

Образовательные

·               расширить знания учащихся о традициях и семейных праздниках других народов;

Развивающие

·               развивать интерес к традициям своей семьи

Воспитательные

·               Сформировать толерантное отношение к традициям и обычаям других национальностей

Участники: учащиеся начальных классов, родители

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран

Принципы: доступности, наглядности, сознательности и активности

Методы: наглядные, словесные

Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

·         расширение представлений о семейных праздниках и традициях других народов;

·         развитие интереса к праздникам и традициям своей семьи, формирование позитивного опыта семейных отношений.

Метапредметные: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, проблему урок.

Личностные

·         устанавливать причинно-следственные связи, произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме;

·         умение анализировать семейные ситуации с позиции нравственности.

·         умение выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета, слушать других людей.

Описание педагогических технологий, применяемых на мероприятии: информационно-коммуникационная технология, проектная технология.

Актуальность: Наша страна многонациональная и в одном классе могут учиться дети разных народностей. Одна из основных задач сильной страны – дружба народов, толерантность друг к другу. Уважение к своим одноклассникам, их семьям необходимо прививать с ранних лет. На мероприятии родители и дети смогут узнать традиции, обычаи и особенности семьи дружественной национальности.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Предварительная подготовка.

За 1,5–неделю до урока 3 семьям различной национальности предлагается выполнить задание – подготовить рассказ о своем любимом семейном празднике в национальном стиле по предложенной схеме:

1. Название моего любимого праздника.

2. Особенности этого праздника в моей семье.

3. Какие эмоции вызывает этот праздник.

4. История появления традиции отмечать праздник именно в таком формате.

Длительность выступления – до 5 минут. Выступление может сопровождаться презентацией – наглядными фотографиями интересных моментов праздника.

 

Добрый день, ученики и родители. Я прошу вас обратить внимание на доску.

(На доске написаны слова: семья, трудолюбие, конкурсы, праздники, танцы, отдых, пение, подарки, чтение, друзья).

Вам нужно выбрать те слова, которые лучше всего характеризуют то, что вы любите делать в повседневной жизни.

Мы живем с вами в одной стране. Но обратите внимание, какие мы разные, но всех нас объединяют любимые занятия. Несколько семей нарядились на урок в национальные костюмы. И это не просто так. В России проживает больше 150 национальностей.

Подготовленный ученик читает стихотворение о России.

Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии?

Ответы учеников :

Правильно. Мы с вами с детства много знаем о праздниках? Что еще можно о них узнать?

Ответы учеников

Я уверена, что сегодня ответим на интересующие вопросы и узнаем много интересного о праздниках, традициях и обычаях трех народов (выбираются заранее).

Рассказы семей и показ демонстрационных материалов

Давайте проверим, как вы запомнили особенности праздников в различных национальностях.

Учитель задает вопросы, ученики отвечают.

Какую цель ставили в начале урока?

Ответы учеников

Что интересного узнали?

Ответы учеников

Что такое традиция? Для чего они нужны? Кто создает традиции семьи и семейные праздники? Для чего нужны семейные праздники, семейные традиции?

Ответы учеников

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая ваша СЕМЬЯ!!!

Спасибо за плодотворную работу!

Творческая работа. Представьте, что каждая группа – это семья, определенной национальности. Ваша задача – найти материал самостоятельно, познакомиться с праздником народа, который представляет ваша группа (праздник по желанию) и приготовить творческий отчёт.

 

2) Тип мероприятия: урок обобщения и систематизации.

Вид мероприятия: урок окружающего мира с элементами презентации.

Цель мероприятия: сформировать представление учащихся о родном регионе, развивать интерес к истории своего края, а также своей семьи и ее ценностям.

Задачи:

Образовательные

1.                  знакомство учащихся с политико-административной картой Российской Федерации и местоположением на ней родного края.

Воспитательные

1.                  повышение мотивации к изучению истории родного края;

2.                  создание благоприятной среды для осознания школьниками уникальности, неповторимости каждой семьи.

Участники: учащиеся 4 класса, родители

Оборудование: карта природных зон России, политико-административная карта России, толковый словарь, компьютер с проектором и экраном, презентация PowerPoint.

Принципы: системности и последовательности, наглядности, доступности

Методы: словесный, творческий, наглядный

Формы работы: индивидуальные, групповые

Планируемые образовательные результаты

Личностные:

·         смыслообразование (мотивация; границы собственного знания и “незнания”);

·         самоопределение (внутренняя позиция школьника; самооценка);

·         морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм работы в группе).

Метапредметные:

·         регулятивные (управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность);

·         коммуникатвные (речевая деятельность; навыки сотрудничества);

·         познавательные (работа с информацией; анализ; обобщение; подведение под понятие).

Предметные:

·         основы системы научных знаний;

·         опыт “предметной” деятельности по получению, преобразованию и применению знаний;

·         предметные и метапредметные действия с учебным материалом.

Описание педагогических технологий, применяемых на мероприятии: информационно-коммуникационная технология

Актуальность: Мероприятие посвящено семье и семейным ценностям. Ученики узнают особенности своего региона как части огромной страны. Рассказ или рассказы семей о своей родословной, членах своей семьи, живущих на территории родного края позволят участникам проникнуться важностью семейных ценностей, историей и проявить интерес к изучению своей семьи.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Приветствие родителей и детей.

Сегодня мы поговорим о нашей прекрасной стране и нашем крае.

Мы с учениками совершили заочное путешествие с севера на юг по нашей прекрасной Родине. Вы уже можете рассказать о природе каждой зоны, сравнить их между собой.

-Перечислите природные зоны, где мы побывали. Ответы детей.

-В какую природную зону хотелось бы вам отправиться? Почему? Ответы детей.

Предлагаю на нашем уроке как можно больше узнать о нашем родном крае.

1.Работа со стихотворением

Пример: Жура-жура-журавель!

Облетел он сто земель.

Облетал, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

- Где же лучшая Земля?

Отвечал он пролетая:

- Лучше нет Родного края!

(Г. Граудин)

2.Работа с толковым словарем

- Найдите в словаре значение слова «край».

3. Организация восприятия новой информации

- Как вы понимаете слова журавля?

-Согласны ли вы с ним? Поясните свой ответ.

IV. Формулировка целей и задач

-Ребята, скажите, а что для вас является родным краем?

-А все ли вы знаете о своей родной земле?

- Что бы нового хотели о ней узнать?

Флаг и герб региона (область, край, республика)

Сегодня я вас познакомлю с одной замечательной семьёй нашего города.

Фото семьи

Папа - ФИО. Он по профессии… Маму зовут ФИО - она по профессии... Сегодня на протяжении урока мы ближе познакомимся с нашим родным краем, а также с семьей Ивановых.

Откройте карту природных зон России.

Рассмотрите карту природных зон России.

Какие природные зоны охватили наш край?

2. Работа в группах (3 группы)

Работа с политико –административной картой России

Перед вами политико-административная карта России.

Задание для группы 1:

- Определите местоположение нашей области (края, республики), с кем она граничит?

Задание для группы 2:

- Изучите карту и ответьте на вопрос: какие крупные города входят в состав области (края, республики)?

Задание для группы 3:

- Назовите, какие реки протекают по территории области (края, республики)?

4. Работа в парах. Игра «Хорошо ли ты знаешь родной город?»

- Наш родной город ________ – часть области(края, республики). Это город с большой историей. На каждой парте лежит изображение с объектом города.

После обсуждения объектов, учащиеся называют их названия.

У последней пары учащихся карточка с изображением места работы одного из членов семьи Ивановых.

- Именно в этом учреждении работает Иванов – папа. Помните, я вам говорила, что это замечательная семья. В ней выросла целая династия врачей (учителей и т.д.).

- Ребята, а кто знает, что такое династия?

Династия – это череда людей, происходящих из одного рода, которые продолжают дела своих родителей, идут по их стопам.

- Сейчас мы с вами узнаем о династии теперь знакомой нам семьи Ивановых (презентация о семье Ивановых ).

5. Беседа

- Что же такое семья в вашем представлении?

6. Обобщение учителем

Семья – это самое дорогое в жизни каждого из нас. Крепкая, дружная. Она сплачивает, объединяет, оберегает. Поэтому нужно хранить семейные традиции, интересоваться историей семьи, фамилии, беречь традиции, составлять родословную своей семьи, узнавать о своих предках.

VI. Рефлексия

- Вы, молодцы ребята.

- Что же важное для себя вы сегодня взяли?

- Нужны ли вам эти полученные знания?

-Для чего нужны?