Здесь приведены два урока для расширения кругозора детей и родителей. В первом уроке они узнают о традициях других народов, а во втором о родном регионе.
1) Тип мероприятия: урок получения нового знания
Вид мероприятия: родительское собрание
Цель мероприятия: расширить знания учащихся о семейных праздниках и традициях разных народов мира
Задачи:
Образовательные
· расширить знания учащихся о традициях и семейных праздниках других народов;
Развивающие
· развивать интерес к традициям своей семьи
Воспитательные
· Сформировать толерантное отношение к традициям и обычаям других национальностей
Участники: учащиеся начальных классов, родители
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран
Принципы: доступности, наглядности, сознательности и активности
Методы: наглядные, словесные
Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
· расширение представлений о семейных праздниках и традициях других народов;
· развитие интереса к праздникам и традициям своей семьи, формирование позитивного опыта семейных отношений.
Метапредметные: умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, проблему урок.
Личностные
· устанавливать причинно-следственные связи, произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме;
· умение анализировать семейные ситуации с позиции нравственности.
· умение выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета, слушать других людей.
Описание педагогических технологий, применяемых на мероприятии: информационно-коммуникационная технология, проектная технология.
Актуальность: Наша страна многонациональная и в одном классе могут учиться дети разных народностей. Одна из основных задач сильной страны – дружба народов, толерантность друг к другу. Уважение к своим одноклассникам, их семьям необходимо прививать с ранних лет. На мероприятии родители и дети смогут узнать традиции, обычаи и особенности семьи дружественной национальности.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Предварительная подготовка.
За 1,5–неделю до урока 3 семьям различной национальности предлагается выполнить задание – подготовить рассказ о своем любимом семейном празднике в национальном стиле по предложенной схеме:
1. Название моего любимого праздника.
2. Особенности этого праздника в моей семье.
3. Какие эмоции вызывает этот праздник.
4. История появления традиции отмечать праздник именно в таком формате.
Длительность выступления – до 5 минут. Выступление может сопровождаться презентацией – наглядными фотографиями интересных моментов праздника.
Добрый день, ученики и родители. Я прошу вас обратить внимание на доску.
(На доске написаны слова: семья, трудолюбие, конкурсы, праздники, танцы, отдых, пение, подарки, чтение, друзья).
Вам нужно выбрать те слова, которые лучше всего характеризуют то, что вы любите делать в повседневной жизни.
Мы живем с вами в одной стране. Но обратите внимание, какие мы разные, но всех нас объединяют любимые занятия. Несколько семей нарядились на урок в национальные костюмы. И это не просто так. В России проживает больше 150 национальностей.
Подготовленный ученик читает стихотворение о России.
Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии?
Ответы учеников :
Правильно. Мы с вами с детства много знаем о праздниках? Что еще можно о них узнать?
Ответы учеников
Я уверена, что сегодня ответим на интересующие вопросы и узнаем много интересного о праздниках, традициях и обычаях трех народов (выбираются заранее).
Рассказы семей и показ демонстрационных материалов
Давайте проверим, как вы запомнили особенности праздников в различных национальностях.
Учитель задает вопросы, ученики отвечают.
Какую цель ставили в начале урока?
Ответы учеников
Что интересного узнали?
Ответы учеников
Что такое традиция? Для чего они нужны? Кто создает традиции семьи и семейные праздники? Для чего нужны семейные праздники, семейные традиции?
Ответы учеников
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая ваша СЕМЬЯ!!!
Спасибо за плодотворную работу!
Творческая работа. Представьте, что каждая группа – это семья, определенной национальности. Ваша задача – найти материал самостоятельно, познакомиться с праздником народа, который представляет ваша группа (праздник по желанию) и приготовить творческий отчёт.
2) Тип мероприятия: урок обобщения и систематизации.
Вид мероприятия: урок окружающего мира с элементами презентации.
Цель мероприятия: сформировать представление учащихся о родном регионе, развивать интерес к истории своего края, а также своей семьи и ее ценностям.
Задачи:
Образовательные
1. знакомство учащихся с политико-административной картой Российской Федерации и местоположением на ней родного края.
Воспитательные
1. повышение мотивации к изучению истории родного края;
2. создание благоприятной среды для осознания школьниками уникальности, неповторимости каждой семьи.
Участники: учащиеся 4 класса, родители
Оборудование: карта природных зон России, политико-административная карта России, толковый словарь, компьютер с проектором и экраном, презентация PowerPoint.
Принципы: системности и последовательности, наглядности, доступности
Методы: словесный, творческий, наглядный
Формы работы: индивидуальные, групповые
Планируемые образовательные результаты
Личностные:
· смыслообразование (мотивация; границы собственного знания и “незнания”);
· самоопределение (внутренняя позиция школьника; самооценка);
· морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм работы в группе).
Метапредметные:
· регулятивные (управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность);
· коммуникатвные (речевая деятельность; навыки сотрудничества);
· познавательные (работа с информацией; анализ; обобщение; подведение под понятие).
Предметные:
· основы системы научных знаний;
· опыт “предметной” деятельности по получению, преобразованию и применению знаний;
· предметные и метапредметные действия с учебным материалом.
Описание педагогических технологий, применяемых на мероприятии: информационно-коммуникационная технология
Актуальность: Мероприятие посвящено семье и семейным ценностям. Ученики узнают особенности своего региона как части огромной страны. Рассказ или рассказы семей о своей родословной, членах своей семьи, живущих на территории родного края позволят участникам проникнуться важностью семейных ценностей, историей и проявить интерес к изучению своей семьи.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Приветствие родителей и детей.
Сегодня мы поговорим о нашей прекрасной стране и нашем крае.
Мы с учениками совершили заочное путешествие с севера на юг по нашей прекрасной Родине. Вы уже можете рассказать о природе каждой зоны, сравнить их между собой.
-Перечислите природные зоны, где мы побывали. Ответы детей.
-В какую природную зону хотелось бы вам отправиться? Почему? Ответы детей.
Предлагаю на нашем уроке как можно больше узнать о нашем родном крае.
1.Работа со стихотворением
Пример: Жура-жура-журавель!
Облетел он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
- Где же лучшая Земля?
Отвечал он пролетая:
- Лучше нет Родного края!
(Г. Граудин)
2.Работа с толковым словарем
- Найдите в словаре значение слова «край».
3. Организация восприятия новой информации
- Как вы понимаете слова журавля?
-Согласны ли вы с ним? Поясните свой ответ.
IV. Формулировка целей и задач
-Ребята, скажите, а что для вас является родным краем?
-А все ли вы знаете о своей родной земле?
- Что бы нового хотели о ней узнать?
Флаг и герб региона (область, край, республика)
Сегодня я вас познакомлю с одной замечательной семьёй нашего города.
Фото семьи
Папа - ФИО. Он по профессии… Маму зовут ФИО - она по профессии... Сегодня на протяжении урока мы ближе познакомимся с нашим родным краем, а также с семьей Ивановых.
Откройте карту природных зон России.
Рассмотрите карту природных зон России.
Какие природные зоны охватили наш край?
2. Работа в группах (3 группы)
Работа с политико –административной картой России
Перед вами политико-административная карта России.
Задание для группы 1:
- Определите местоположение нашей области (края, республики), с кем она граничит?
Задание для группы 2:
- Изучите карту и ответьте на вопрос: какие крупные города входят в состав области (края, республики)?
Задание для группы 3:
- Назовите, какие реки протекают по территории области (края, республики)?
4. Работа в парах. Игра «Хорошо ли ты знаешь родной город?»
- Наш родной город ________ – часть области(края, республики). Это город с большой историей. На каждой парте лежит изображение с объектом города.
После обсуждения объектов, учащиеся называют их названия.
У последней пары учащихся карточка с изображением места работы одного из членов семьи Ивановых.
- Именно в этом учреждении работает Иванов – папа. Помните, я вам говорила, что это замечательная семья. В ней выросла целая династия врачей (учителей и т.д.).
- Ребята, а кто знает, что такое династия?
Династия – это череда людей, происходящих из одного рода, которые продолжают дела своих родителей, идут по их стопам.
- Сейчас мы с вами узнаем о династии теперь знакомой нам семьи Ивановых (презентация о семье Ивановых ).
5. Беседа
- Что же такое семья в вашем представлении?
6. Обобщение учителем
Семья – это самое дорогое в жизни каждого из нас. Крепкая, дружная. Она сплачивает, объединяет, оберегает. Поэтому нужно хранить семейные традиции, интересоваться историей семьи, фамилии, беречь традиции, составлять родословную своей семьи, узнавать о своих предках.
VI. Рефлексия
- Вы, молодцы ребята.
- Что же важное для себя вы сегодня взяли?
- Нужны ли вам эти полученные знания?
-Для чего нужны?