Y
Он-лайн центр информационной
поддержки родителей

Урок литературного чтения

15.09.2019

Данный урок покажет детям и родителям важность чтения литературы.

Тип мероприятия: урок получения нового знания.

Вид мероприятия: урок литературного чтения с элементами беседы.

Цель мероприятия: сформировать активную читательскую позицию, привлечь внимание детей и родителей к важности семейного чтения, раскрыть особенности совместного чтения, воспитать культуру общения между детьми и родителями.

Задачи:

Образовательные

·         Познакомить с разновидностью семейного досуга, семейным чтением, с положительным влиянием на развитие речи ребенка;

Развивающие

·         Развить интерес к литературе, осмыслению текста;

·         Развить умение давать оценку поступкам персонажей;

·         Создать условия для осознания важности книги в становлении семейных отношений, в развитии личности каждого члена семьи.

Участники: учащиеся 1-4 классов, родители в качестве зрителей.

Оборудование: медиа-проектор, презентация, листы А4, ручки и цветные карандаши, книги, закладки.

Принципы: сознательности, наглядности; активности и последовательности в обучении; доступности.

Методы: словесные (рассказ, дискуссия, работа с книгой), наглядные (метод иллюстраций, метод демонстрации), практические (устные и письменные упражнения, проектная деятельность).

Формы работы: групповая

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: осознание важности совместного чтения; формулирование и позиционирование своей точки зрения; проявление эмоциональной отзывчивости к прочитанному тексту.

Предметные: научатся формулировать тему, извлекать из текстов информацию, синтезу, обобщению.

Метапредметные:

·         Научатся оценивать собственный вклад в работу группы;

·         Осознают ценность совместной деятельности;

·         Приобретут умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы;

·         Научатся работать в группе, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, слушать других и обосновывать свое мнение, выражать свои мысли и идеи.

Описание педагогических технологий, применяемых на мероприятии: информационно-коммуникационная технология, технология интегрированного обучения

Актуальность: в настоящее время родители практически не читают книг и, тем более, не практикуют совместное чтение с детьми. Но множество исследований подтверждают необходимость семейного чтения, рассматривают его как неотъемлемую часть детско-родительских отношений. Мероприятие поможет узнать родителям интересы детей, осознать важность совместно чтения и применить на практике.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Приветствие. Актуализация.

Сегодня мы с вами поговорим о вечной ценности, об источнике знаний – книге. Все ответственные родители хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к самостоятельному чтению, потому что роль книги в жизни человека огромна. Не только в школе, но и дома в семье надо учить детей любить книгу. Результаты исследований подтверждают необходимость семейного чтения, рассматривают его как неотъемлемую часть детско-родительских отношений. Всё больше родителей стараются привить детям любовь к чтению. А издательства переиздают замечательные книги нашего детства.

Потребность в книге закладывается в первые годы жизни, потому что родители – самые главные учителя. Именно вы учите детей говорить первые слова, делать первые шаги, читаете им первые книжки. Семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной речью.

Практическая часть.

Сейчас я предлагаю вам вспомнить, какая книга вам запомнилась больше всего? Какое произведение вы просили своих родителей перечитывать снова и снова?

(Родители и дети записывают ответы на карточках.)

А теперь сравните ответы. Есть ли совпадения? (Обсуждение).

Итак, давайте вместе подумаем, почему так полезно семейное чтение? Что дарят нам минуты, проведенные вместе за увлекательной книгой?

(Родители и дети называют причины).

Молодцы! А теперь объединим ваши ответы и сформулируем 10 главных причин «Почему родителям нужно читать вместе с детьми?»

Семейное чтение изначально вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том числе и как читателя, который начинает формироваться задолго до того, как выучит алфавит. Читательская деятельность и читательская культура формируются на основе слушания и говорения. Я предлагаю вам немного потренироваться и поиграть в «Глухой телефон».

(Все садятся в круг, один из родителей придумывает слово по теме мероприятия и запускает «глухой телефон», проходит игра).

Мы с вами убедились, что семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую семейную атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка. Пора поговорить о том, как это делать правильно?

Существует три вида семейного чтения.

Опосредованное чтение – это чтение, когда ведущая роль принадлежит чтецу, то есть взрослому. Ребенок выступает в роли слушателя. Это дает возможность взрослому:

- контролировать процесс чтения: соблюдать ритм, изменять текст, делая его более доступным;

- ярко и выразительно подавать материал;

- следить за реакцией ребенка.

Чтение вслух – задача не из легких. Текст требует не просто механического произношения, но и обыгрывания, создания голосом образов героев книги. Чтобы чтение вслух стало радостью, важен настрой не только ребенка, но и взрослого.

Предлагаю попрактиковаться. Я приготовила для вас книги, где необходимо выразительно прочитать отрывок из произведения и угадать героев. Родители, возьмите карточку, вместе с детьми ознакомьтесь с текстом. Ребята, вы увидите и услышите героя сказки и должны угадать: кто он, из какого произведения, кто автор этого произведения.

(Работа в семейных группах. Затем ребята рассказывают о своих персонажах).

Чтение как сотворчество – это чтение, когда на равных участвуют взрослый и ребенок. Ребенок совмещает роль слушателя и роль рассказчика, и даже роль критика. Какие же варианты сотворчества существуют?

(Учитель предлагает каждой семье вытянуть листочек с творческим заданием к тексту).

Самостоятельное чтение. В роли читающего выступает ребенок. Ну что ж, ребята, теперь ваша очередь показать, на что вы способны! «Открытый микрофон» ждёт вас!

(Учащиеся выразительно зачитывают отрывки из книг).

Как ещё можно разнообразить семейное чтение?

Во-первых, книгу нужно выбирать исходя из интересов ребенка. Ребята, запишите на карточке ваши самые главные интересы. Это станет подсказкой для ваших родителей.

(Учащиеся записывают на карточке три интереса).

Совместное чтение можно дополнить просмотром фильма или спектакля. Экранизация разнообразит ваш совместный досуг и закрепит впечатления о прочитанной книге.

Ещё один способ – это совместное творчество. Здесь нет предела воображению. Вы можете проиллюстрировать книгу, сделать аппликацию, поделку, распечатать раскраски, составить кроссворд «Главные герои» и т.д.

Предлагаю вам, ребята, прорекламировать свою любимую книгу, а родители вам помогут Все необходимые материалы находятся на ваших столах.

(Родители и дети создают рекламу на листах А4 и готовят её защиту.).

Вы хорошо потрудились и теперь готовы презентовать свои работы.

Защита работ и обмен мнениями по вопросам: Понравилось ли вам это задание? Какое практическое значение имеет это задание?

Рефлексия.

Посмотрите, пожалуйста, на карточки, которые вы заполняли. Они станут вашими помощниками при выборе литературы. Поэтому домашнее задание будет звучать таким образом: на основе записей подобрать список литературы для совместного чтения; составить и выполнить план чтения на месяц.