Y
Он-лайн центр информационной
поддержки родителей

Семья и школа:кто виноват и что делать

22.10.2018

Семья и школа:кто виноват и что делатьСколько лет было вашему ребенку, когда вы стали искать для него подходящий детский сад? Многие мамы начинают заниматься этим еще во время беременности. «Вы не подскажете, а какая система образования подойдет моему ребенку?» — спрашивают меня родители на консультации, рассказывая подробности про характер своего полуторагодовалого малыша.

Ну, а вопрос «Какая школа самая лучшая?» часто мучает мам и пап на протяжении нескольких лет, предшествующий походу в первый класс. Родители проводят много времени, изучая мнения других родителей, ища отзывы в Интернете и проверяя ежегодные рейтинги. В 11 классе взрослые вместе с подростком решают, какие предметы сдавать на ЕГЭ и куда идти учиться дальше. Даже спорить не буду, это действительно важные вопросы, над которыми задумываются социально ответственные родители, но ситуации выбора показывают одну серьезную современную проблему: она состоит во взаимодействии двух структур, каждая из которых имеет свои цели и задачи по воспитанию, образованию, формированию подрастающего человека. Эти две структуры — семья и учреждения образования: детский сад, школа, колледж, университет.

С тех пор, как государство стало принимать участие в образовательном процессе, оно стало вкладывать в школьную программу свои ценности и цели. Они зависели от того исторического времени, в котором жили люди. Задача школы — передать человеку те знания и навыки, которые позволят ему быть социально ответственным человеком, успешным работником в этом конкретном государстве.

Российские школы всегда опирались на христианские ценности, патриархальные устои. В определенные исторические периоды школа усиливала идеологическое влияние на детей, создавая необходимое «государственное мировоззрение» и предлагая замазывать черной краской в учебниках неугодных исторических деятелей, в другие периоды образовательные учреждения могли чувствовать себя более свободно, практически самостоятельно определять свои собственные стандарты и учить детей так, как они считали нужным. Семья связана с ребенком родством и надеется передать ему все лучшее, что у нее есть. Она отвечает за жизнь и здоровье детей, за то, насколько качественное образование они получат. Ребенок — часть семейной системы, носитель ее ценностей, стандартов и стереотипов.

Проблема взаимодействия семьи и школы — это проблема конфликта семейных ценностей и ценностей государственных, проблема границ ответственности за качество образования, которое получает ребенок.

Почему в школе учат основам религии? Лучше бы больше занимались математикой! Зачем школы хотят ввести сексуальное образование? Лучше бы о целомудрии говорили! Кому нужна эта физика и химия? Лучше бы изучали литературу! Почему школа выбрала эту программу? Она слишком сложная, дети и родители не усваивают! Почему мы должны заниматься образованием ребенка, а не школа? Школа должна делать то, что считают нужным для ребенка родители! Сотни, тысячи претензий к современному школьному образованию исходят от родителей! Мамы и папы хотят, чтобы школа соответствовала тем ценностям и критериям, которые семье кажутся единственно верными.

 

Продолжение