В статье описан семинар-практикум для учащихся начальной школы и их родителей.
Цель: формирование культуры поведения на дорогах.
Задачи:
· познакомить родителей с системой обучения навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста на дороге, а также с практическим материалом (дидактическими и подвижными играми, стихами, макетом улицы, ситуативными иллюстрациями) по обучению детей дома;
· развивать умение применять полученные знания в ситуациях на дороге;
· уточнить знания о дорожных знаках;
· развивать внимание, быстроту реакции, вызвать эмоциональный отклик.
Участники: учащиеся 1-2 класса и родители.
Оборудование: макет улицы (пешеходный переход, дорожные знаки, машины); для игры (рули, дорожные знаки); театрализованные костюмы (шапочки зверей: медвежат, зайчат; костюм светофора); иллюстрации с ситуациями на дорогах, эмблемы семейных команд, дипломы.
Предварительная работа: домашнее задание (нарисовать рисунок по ПДД, сделать презентацию в виде рассказа, стихотворения…); работа с детьми (беседы, рассматривание ситуаций на дороге, знакомство с дорожными знаками, разучивание стихов, чтение рассказов).
Ход семинара-практикума.
1. Введение.
Ведущий знакомит участников команд с целью семинара-практикума, предлагает им проявить свои знания и участвовать во всех этапах мероприятия.
2. Практическая часть.
а) Приветствие и знакомство команд друг с другом.
б) Домашнее задание - презентация рисунков.
Ведущий: Сейчас мы проведем презентацию рисунков. На стенде развешены ваши работы. Команды должны выйти, поочередно, и рассказать про дорожные ситуации, изображенные на листе бумаги (с использованием диалога, рассказа, стихов…).
в) Ведущий: Я предлагаю командам инсценировать ситуации на дороге с использованием театральных атрибутов. Одна команда обыгрывает ситуацию, а участники других команд разъясняют ситуацию и выявляют какая команда выполняла ПДД, а какая нарушала.
г) Физическая минутка.
Подвижная игра: «Найди свой домик» (с использованием дорожных знаков).
Участники выходят и встают в круг. Обыгрывается стихотворение с движениями:
Едем, едем на машине, нажимаем на педаль,
Газ включаем, выключаем, пристально мы смотрим вдаль.
Дворники счищают капли влево, вправо, чистота.
Волосы ерошит ветер. Мы, шоферы хоть- куда!
По сигналу ведущего участники должны найти домик, соответствующий виду дорожного знака (предписывающий, запрещающий, знак сервиса).
При повторной игре участники команд меняются знаками, а ведущий меняет расположение домиков. Чья команда быстрей найдет свой домик — получает очко. Игра повторяется 3-4 раза.
д) Круглый стол.
Ведущий предлагает командам взять стулья и сесть в круг. Проводится викторина: «Лучший пешеход»:
1. Чем опасна машина, которая стоит у тротуара?
2. Почему опасно играть рядом с дорогой?
3. На улице зима, почему надо быть особенно внимательным и осторожным на дороге?
4.Где нужно переходить дорогу?
5.Какие виды пешеходных переходов вы знаете?
6. На какой сигнал светофора можно перейти дорогу?
7. Почему опасно переходить дорогу на мигающий сигнал светофора?
8. Почему опасно разговаривать при переходе дороги?
9. Вы едите в автобусе. Какие правила поведения вы должны соблюдать?
10. Как правильно выйти из автобуса?
3. Заключительная часть.
Ведущий подводит итоги, благодарит команды и награждает их дипломом за участие в семинаре-практикуме. Участники команд обмениваются мнениями о проведенном мероприятии:
- какие новые знания получили?
- как будут применять полученные знания?
- предложить родителям поделиться своим опытом, как дома обучают детей ПДД (игры, стихи, рассказы, беседы…).
- предложить родителям дома провести подвижную игру: «Найди свой домик» в варианте дидактической игры.