Y
Он-лайн центр информационной
поддержки родителей

Ребенок, родители, школа: как наладить сотрудничество? Часть I

13.03.2019

Ребенок, родители, школа: как наладить сотрудничество? Часть IВозрастные кризисы школьников

Когда первый ребёнок в семье идёт в школу, это так или иначе влияет на весь жизненный уклад семьи. И для семьи это является нормативным кризисом, который надо качественно пережить, чтобы выйти на новый этап развития. А у ребёнка в это время начинается возрастной кризис — кризис семи лет, который Л.С.Выготский назвал в своё время кризисом нормативной саморегуляции. Что важного происходит в это время? Происходит распад единства эмоционального и интеллектуального. Что это значит? У людей существует две основных сферы деятельности: 1) человек — человек (человеческие взаимоотношения) и 2) человек — предмет (деловая сфера). При этом человеческая сфера всегда выше, люди управляют деловыми процессами, но не учитывать нормы и правила в жизни нельзя. До семи лет ребёнок не различает эти сферы деятельности, поэтому для него невероятно важно, чтобы учительница (воспитательница) его любила. Не может он учиться (заниматься делом) у того, кто не питает к нему большой и явной любви (нет человеческих отношений). 

К семи годам у ребёнка формируется способность различать эти две сферы, различать правила и нормы и разделять отношения и "дело". Ребёнку семи лет может быть не очень приятно, что учительница его не любит больше всех в классе, но это не будет мешать ему у неё учиться. Надо — значит, надо. В период самого кризиса приобретения нормативной саморегуляции ребёнок какое-то время может относиться к правилам и нормам слишком однозначно, негибко, ставя их выше человеческого отношения. К примеру, именно ребёнок этого возраста, услышав, что "пить — вредно", может выйти к взрослому праздничному столу, взять с него бутылку алкоголя и пойти вылить в унитаз, заявив, что "пить — вредно".

Именно вследствие проживания этого кризиса ребёнок приобретает способность соблюдать школьные требования — сидеть во время урока спокойно, слушать учителя, выполнять задания, учитывать присутствие других детей в классе, строить коммуникацию с коллективом по определённым правилам.

И надо помнить, что все психические приобретения базируются на физиологических процессах. Пока не созрели определённые участки и структуры в коре головного мозга, пока нервная система не готова, не будет и готовности ребёнка к школе. Иногда здесь играют роль буквально считанные месяцы: ещё в начале лета дошкольник весь "хаотичный" и неспособный и десяти минут удерживать внимание — а к концу как-то вдруг повзрослел, посерьёзнел и стал готов выполнять инструкции, концентрировать внимание и нести ответственность за последствия своих действий. Поэтому нет особой нужды спешить в школу! Если нет психологической зрелости для обучения, то ребёнок может знать всю таблицу умножения и три склонения существительных — а учёба не будет ему даваться, и удовольствия от неё он точно получать не будет...

Далее