Y
Он-лайн центр информационной
поддержки родителей

Обучение одаренных детей

18.08.2019

В статье рассматривается проектная деятельность как форма работы с одаренными детьми младшего школьного возраста.

                Современная школа призвана удовлетворять образовательные потребности ребенка и его семьи. Работа школы и каждого учителя должна быть направлена на создание таких условий в образовательной среде, которые позволяли бы своевременно выявлять и способствовать развитию творческой активности, способностей и талантов учащихся; своевременно выявлять одаренных детей и выстраивать индивидуальную траекторию их развития.

            Природа всех детей одарила талантами и способностями, но зачастую они не знают этого. Задача школы и педагога помочь раскрыться ребенку, узнать о своем даре и помочь развить эти таланты с помощью определенной системы работы учебного заведения, и что важно, вместе с родителями учащегося.

            Педагогу следует учитывать тот факт, что именно семья является основным фактором развития одаренности младшего школьника, ведь основы познавательного развития ребенка закладываются именно в семейной среде. Его успешность зависит от наследственных факторов, системы взаимоотношений, уровня педагогической культуры родителей, системы воспитания, системы ценностей, количества детей в семье и многого другого.

            В «Рабочей концепции одаренности» под редакцией Д.Б. Богоявленской отмечается тот факт, что одаренный ребенок чаще всего «появляется» в той семье, где сами родители являются образованными людьми, и образование в иерархии ценностей семьи занимает одно из первых мест. Кроме этого, отмечается чрезвычайно высокое внимание к ребенку, желание стимулировать его развитие, стремление к тесному переплетению познавательных и личностных интересов детей и родителей, которое приводит к постоянному раскрытию потенциала ребенка.

            Возможности родителей в плане воспитания ребенка, в раскрытии его интеллектуального и творческого потенциала безграничны. Но, к сожалению, контактируя с родителями воспитанников, педагог часто сталкивается с ситуацией кардинально противоположной: некоторые родители слабо представляют себе особенности развития своего собственного ребенка; некоторые склонны слишком интенсивно развивать в малейшей степени проявившиеся способности, тем самым, перегружая ребенка; другие вовсе не считают нужным уделять внимание детским талантам и игнорируют ранние проявления детской одаренности; и почти все затрудняются в вопросах построения перспективы развития своего ребенка. А это значит, что работа с одаренным ребенком должна строиться на основе тесного и продуктивного сотрудничества школы и семьи, на основе единства, понимания и взаимодополнения этих двух воспитательных институтов.

            Системная структура взаимодействия образовательного учреждения и семьи может быть рассмотрена как единство целевого, содержательного и коммуникативного компонентов. Для этого требуется разработка программы взаимодействия, с целью создания единого образовательного пространства в образовательном учреждении и семье, направленное на раскрытие интеллектуально-познавательного потенциала ребенка. Как отмечает Г.А. Кузьмина, выработка единых взглядов и подходов в воспитании ребенка у педагогов и родителей дает возможность определить концепцию развития ребенка и позволяет создать условия, в которых он будет чувствовать уверенность и защищенность, с радостью открывать для себя окружающий мир. «И родители нужны школе, и она нужна сегодня семье. Учитель является связывающим звеном между школой и семьями учащихся. Общение с родителями своих учеников учителю необходимо, так как без этого он оказывается лишенным очень важной информации. У педагогов и семьи общие цели. Без их взаимодействия жизнь одарённого ребенка становится беднее».

            Говоря об особенностях обучения одаренных детей в условиях общеобразовательной школы нельзя не отметить необходимость индивидуализации этого процесса. К сожалению, практика показывает, что часто процесс обучения строится с ориентиром на учеников со средним уровнем развития и способностями к обучению. В этой ситуации далеко не каждый школьник имеет возможность реализовать свои способности и возможности. Это касается и детей с повышенными образовательными потребностями, и одаренных детей. Индивидуализация обучения в данном случае дает возможность устранить это несоответствие, которое заложено в большинстве программ.              Индивидуализация носит комплексный характер и включается в каждый этап обучения.      Индивидуальный подход необходим и в социальном развитии одаренных детей и адаптации их к социуму. Ребенок может быть одарен в какой-либо области, но не иметь так называемого социального интеллекта.

            Одной из наиболее эффективных форм индивидуализации обучения одаренных детей в условиях начальной школы является проектная деятельность, которая направлена на включение ребенка в активную исследовательскую и экспериментальную деятельность.

Метод проектов включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов. Это самостоятельная деятельность ребенка или группы детей, основной целью которой является не получение новых знаний, а их применение в непривычной ситуации. Метод проектов – это гибкая модель организации учебного процесса, которая направлена на создание условий для творческой самореализации учащихся, на развитие их способностей, возможностей и волевой сферы в ходе деятельности по созданию нового продукта, имеющего практическую значимость. Данная модель предполагает контроль этой деятельности со стороны учителя.

            Говоря о проектах, которые могут выполнять дети младшего школьного возраста, следует остановиться на их классификации.

Виды проектов:

·         исследовательские;

·         творческие;

·         ролевые, игровые;

·         информационные;

·         прикладные.

            Одной из основных задач является определение конкретной формы продукта проектной деятельности. От этого завит привлекательность проекта для ребенка и понимание сути его деятельности. Продуктами проектной деятельности младших школьников могут быть: выставка, газета, игра, коллекция, серия иллюстраций, справочник, учебное пособие, сказка, праздник. Даже созданный своими руками подарок может стать результатом проектной деятельности.

            В процессе проектной деятельности происходит интенсивное интеллектуальное развитие ребенка, у него развиваются навыки поисковой деятельности. Ребенок учится самостоятельно планировать свою деятельность, самостоятельно добывать необходимые знания, обобщать их и делать выводы.

            Роль педагога в процессе организации проектной деятельности с детьми младшего школьного возраста также изменяется. Он может вступать с учениками в субъект-субъектные отношения, выступать в качестве наставника, не навязывая ребенку свою точку зрения, а помогая вырабатывать и отстаивать его собственную. То, насколько педагог готов принимать новые знания, идти за своим учеником, а не навязывать свой путь, создавать для учеников ситуацию успешности в процессе познания, настолько его ученик продвинется в развитии своей одаренности.

            Включая учеников в проектную деятельность, каждый педагог должен помнить о главном лозунге образования – «не навреди», при котором основной образовательной ценностью является здоровье ребенка. Именно поэтому здоровье детей должно являться одним из первых критериев оценки эффективности той или иной деятельности, в том числе и проектной.

            Анализ литературных источников, опыта общеобразовательных учреждений и, прежде всего, опыта внедрения проектного обучения в работу с одаренными детьми в конкретных образовательных учреждениях, позволяет судить о его эффективности. В процессе выполнения проекта меняется отношение ребенка к процессу добывания знаний, при этом сам процесс познания становится интересным и ценным для ребенка.

Таким образом, опираясь на всё вышесказанное, мы можем утверждать, что проектная деятельность является эффективной формой индивидуализации обучения одаренных детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной организации. Она даёт школьнику возможность реализовываться в той сфере знаний, которая ему интересна, удовлетворить свои индивидуальные познавательные потребности.