Y
Он-лайн центр информационной
поддержки родителей

7 советов, как помочь ребёнку полюбить читать (добровольно!)

20.08.2019

Название: 7 советов, как помочь ребёнку полюбить читать (добровольно!)1. Не заставляйте ребёнка читать

Желание читать формируется изнутри, поэтому, я уверена, заставлять ребёнка читать в пять-шесть лет — опасный путь. Слово «должен» применять к детскому чтению вообще нужно осторожно и в более серьёзном возрасте, с 5-6 класса и только по отношению к школьной литературе.

Если ребёнок не испытывает желания читать сам, ничего страшного в этом нет. Мой средний сын до трёх лет не воспринимал чтение вслух. Пока я читала старшей дочери, он ползал вокруг по дивану, прищемлял нам волосы — это только раздражало. Потом вдруг в четыре года полюбил чтение вслух. В пять лет мы начали учить его читать, сначала он тоже не особенно любил это делать. А к шести годам чтение пошло, это спонтанный процесс.

Часто родители боятся, что ребёнок пойдёт в школу, не умея читать. Здесь всё зависит от преподавателя. Сейчас я слышу о случаях, когда учителя говорят: «Мне не нужно, чтобы родители подводили ребёнка к какому-то уровню, иначе ему будет элементарно скучно на уроках».

 

2. Окружать детей книгами — хороший совет, но не всегда работает

У меня совсем другой опыт. Когда я приходила с книжных фестивалей и приносила детям пакеты с книгами, у нас был такой диалог: «Я вам принесла подарки» — «Какие подарки?» — «Книги» — «Понятно, а нормальные-то подарки принесла?».

Когда в семье много книг, могут возникать следующие истории. Ты спрашиваешь: «Хочешь книжку почитать?» — «Нет». Закрыли книгу, положили на холодильник. Через некоторое время спрашиваешь ещё раз, получаешь такой же ответ, и вы кладёте книгу на подоконник. Получается, что эти «не хочу» лежат по всей квартире.

Мне кажется, нам стоит вспомнить про свой книжный опыт, когда в детстве книг всегда не хватало. Особенно тех, которые ты очень хотел прочитать. Я веду курсы для детей, где мы занимаемся групповым расчитыванием, у нас есть своя библиотека, которая умещается на стуле. Это книги из моей домашней библиотеки, которые прошли строгий отбор: они точно понравятся детям, которые не любят и не хотят читать. Дети приходят, садятся, видят какие-то книжки, им интересно их взять и порассматривать, а я не даю этого делать. Они говорят: «Пожалуйста, пожалуйста, можно? Если я не возьму сейчас, то потом Петя возьмёт эту книжку». Я говорю: «Нет, сейчас у нас занятие, мы делаем другие интересные вещи». И когда они видят, что к книгам нельзя свободно подойти, то после занятия разлетаются через секунду. Подбегает орава, они всё разбирают и уносят домой. Причём дети знают, что в следующий раз я спрошу, о чём была эта книга.

3. Обсуждайте с детьми книги, которые читаете сами

Читающие при ребёнке родители — большая редкость. Используйте эти моменты, чтобы говорить с ним о книге, которую читаете прямо сейчас, или даже пробуйте зачитывать фрагменты. Например, моя дочка когда-то очень любила овечек, а я как раз в это время читала «Охоту на овец» Харуки Мураками. Когда она узнала об этом, то сказала: «Там убивают овечек, мне их жалко». Я предложила прочитать ей фрагмент книги вслух, чтобы она увидела, что там никого не убивают. Я прочитала ей описание пастбища, и она была в таком восторге: мама дала ей прикоснуться к своей книге.

У нас с ней похожий вкус, маме нравится современная русская женская проза, например, Марина Степанова. Мы с ней созваниваемся и обсуждаем какие-то книги, а дети всё это слышат.

 

4. Читайте вслух. И записывайте чтение на диктофон

Родители целый день проводят на работе, и если после этого они хотя бы десять минут читают детям вслух, это становится мощным замком, который скрепляет отношения. Ещё можно не только читать вслух, но и записывать чтение на диктофон. Телефон для этого не подходит, потому что он всё время будет переключать внимание на себя. На диктофоне только одна кнопка — включить и выключить.

Папа садится, читает им вслух, всё это записывается на диктофон. Одна глава в детской книге длится в среднем 10-15 минут, этого времени хватает, чтобы мероприятие под названием «вечернее чтение» состоялось. Когда папа уезжает в командировку, дети слушают записи. Они включают его, когда едят, когда рисуют. Это не просто текст, это воспоминание о том, как было хорошо с папой вечером.

 

5. Не игнорируйте аудиокниги — они помогают освоить текст

Аудиокниги — облегчение для детей, которые не очень уверенно чувствуют себя и видят в основном буквы, а не образы. Они сначала привыкают, а потом возвращаются к бумажной книге. Этот механизм работает и с фильмами (да-да). Дети сначала смотрят фильм, узнают, чем там всё закончится, а потом берут книгу и читают. Бывает, что дети берут книгу даже после спектаклей. Ведущая театральной студии рассказала, как поставила с подростками «Дядю Ваню», а потом к ней пришёл мальчик и спросил: «А почитать-то это где-нибудь можно?». Так что хорошо прочитанная аудиокнига, особенно если слушать её с родителями и обсуждать сюжет, тоже может помочь привить любовь к чтению.

6. Напишите книгу про ребёнка — это ещё один способ помочь ему начать читать

Сфотографируйте или нарисуйте своего ребёнка, прилепите на листочек и напишите: «Это Коля». Потом сфотографируйте, как он ест, и напишите: «Коля ест». Дальше можно сфотографировать, как он спит, играет и так далее. Сделайте такую книгу и покажите ребёнку в три года — пусть он посмотрит на всё это. Когда ему будет четыре года, он поймёт, что буквы можно как-то складывать в слова и начнёт пытаться это делать. Читать о себе всегда интереснее. Моей дочери 12 лет, и она с удовольствием сама садится и читает книжку о том, что она делала девять лет назад: лепила ёжиков, мешала тесто, лепила из него печенье.

 

Полный текст статьи