Мастер-класс повышает грамотность родителей и детей в отношении безопасности на дорогах.
Цель: активизировать проблему культуры личной безопасности на дорогах.
Задачи:
· уточнить и закрепить представления родителей по данной проблеме;
· уточнить и углубить знания обучающихся по дорожной тематике;
· воспитывать культуру участников дорожного движения;
· повысить педагогическую грамотность родителей в вопросе получения знаний по правилам безопасного поведения на улице и дорогах;
· способствовать созданию дружелюбной среды для общения родителей, детей и педагогов.
Участники: учащиеся 4-6 классов и их родители.
Оборудование: экран, проектор, макеты дорожных знаков
План занятия.
1. Организационный момент. Актуализация знаний и постановка цели и задач занятия.
2. Создание мотивации к деятельности.
3. Практическая часть.
Повторение дорожных знаков (6 минут).
Закрепление навыков проезда нерегулируемого перекрёстка (4 минуты)
Конкурс «Дорожный светлячок» (4 минуты)
4. Релаксация. Подведение итогов. (3 минуты)
Ход занятия.
Слово учителя.
Добрый день, уважаемые участники мастер-класса: родители, дети и коллеги.
Тема нашего занятия «Безопасные дороги - безопасная жизнь».
Цель занятия: показать вам методы и способы активизации знаний и умений по проблеме культуры личной безопасности на дорогах.
Мир ребенка - это особый, ни с чем несравнимый, удивительный и неповторимый мир. И как же бывает страшно и горько, когда в этот прекрасный мир безжалостно вторгается несчастье. Как бывает обидно, если мы понимаем, что не смогли предотвратить беду, сделать дорогу детства безопасной.
Перед обществом встаёт вопрос: «Как сделать так, чтобы улицы и дороги стали безопасными для наших детей? Как помочь им, нашим озорным, неосторожным, стремительным и не знающим страха детям, стать внимательными пешеходами?
«Добрая Дорога Детства» при поддержке Госавтоинспекции и органов образования проводила Всероссийскую детскую эстафету безопасности «Дорога — символ Жизни».
Мы с вами принимали участие в этой акции. Отвечая на вопрос «Что можешь сделать ты для того, чтобы наши дороги стали символом жизни и безопасности?», буквально все пришли к единому мнению, что безопасность на дорогах зависит от каждого участника дорожного движения. Каждый должен знать, выполнять законы дорог и уметь ориентироваться в различных дорожных ситуациях.
Проведем небольшую разминку:
1.Какой дорожный знак взывает к вежливости? (знак приоритета «Уступите дорогу»).
2. Внимание на экран. Какой из представленных знаков не существует?
«Пешеходный переход», «Внимание опасность», «Идут ремонтные работы», «Внимание поблизости дикие животные», №5.
3. Существует народная мудрость о езде и ездоках. Дополните фразу.
Тише едешь… дальше будешь.
Не скоро запряг… да скоро поехал.
Ведущий: Ребята, закончите строчки детских песен о дороге, участниках дорожного движения:
Вместе весело шагать … по просторам
Мы едем, едем, едем… в далекие края.
Внимание: Черный ящик.
Мастерская Дорожных знаков.
Задания всем группам: из имеющихся и подходящих элементов собрать дорожные знаки, которые вы знаете.
А теперь придумайте свой знак и дайте ему название.
Знак может быть очень серьезным и строгим, но, возможно, и шуточным.
А теперь проверим, знаете ли вы названия дорожных знаков.
- Задание: найдите дорожные знаки, у которых названия указаны неверно.
- А теперь уточним, к какой группе относится тот или иной знак.
(Участникам раздаются изображения дорожных знаков и надписи к ним. Если дети маленькие, родители помогают педагогу)
Задание: распределить дорожные знаки по группам.
- Укажите дорожные знаки, у которых группы принадлежности обозначены неверно.
- А какие дорожные знаки запрещают движение велосипедистов?
- А какие дорожные знаки запрещают велосипедистам поворот налево?
Чтобы наши обучающиеся не потеряли интерес к изучаемому материалу, практически на каждом занятии использую игровые моменты. Игровая мотивация естественным образом переходит в учебную, то есть в интерес к содержанию задания, который и лежит в основе мотивации, памяти, внимания.
Конкурс "Пять".
Я вам пять слов, вы мне одно:
- преимущество, проезжая часть, жёлтый, ромб, первым (знак главная дорога).
- дорога, бегут, школа, стойка, осторожно (знак дети)
- пешеход, велосипед, совмещение, ограждение, дорожка (вело-пешеходная дорожка с совмещением)
Проблемные ситуации.
Уважаемые участники! На экране сейчас появятся проблемные ситуации, запечатленные в картинках. Подумайте, как Вы можете обсудить, пояснить данный эпизод своему ребенку, спросить его мнение о представленной ситуации.
- Маленький ребенок один переходит улицу.
- Девочка помогает бабушке перейти улицу.
- Два мальчика, самостоятельно переходящие улицу, остановили и разглядывают появившуюся на дороге кошку.
Внимание: «Перекресток»
Всем известно, что самое оживлённое место на дороге - перекрёсток. Машины подъезжают с 4 сторон. Одной надо проехать прямо, другой - налево, третьей - направо.
1. Предлагаю вам произвести разводку трёх транспортных средств на перекрёстке. У нас равнозначный перекрёсток. Все транспортные средства едут прямо. Расставьте их, пожалуйста, так, чтобы велосипедист проехал перекрёсток первым.
2. А теперь последним.
3. Каким правилом проезда перекрёстка мы руководствовались? (Уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа)
4. В каком случае транспортные средства проедут одновременно? (Если все будут поворачивать направо)
5. А теперь, у нас есть главная дорога и второстепенная. Все транспортные средства совершают левый поворот. Расставьте так, чтобы велосипедист проехал первым. (Затем 2, 3)
Стремление самому искать и предлагать варианты решения различных ситуаций рождает высокую познавательную активность, приучает мыслить самостоятельно.
Обучающие, познавательные, воспитательные, развивающие, психологические игры способствуют самоутверждению, развивают речевую культуру, логическое мышление.
Конкурс «Народная мудрость на службе ГАИ»
Прочитайте, пожалуйста, афоризм о безопасности дорожного движения. Как вы его понимаете?
Скорость надо соблюдать, где не надо, там не гнать!
Игра для взрослых «Будь честен»
- Пусть закроет глаза ладонями тот, кто хоть один раз нарушил правила
дорожного движения;
- Пусть помашет правой рукой тот, кто умеет водить машину;
- Пусть помашет левой рукой тот, кто всегда соблюдает правила водителей;
- Пусть поднимет обе руки тот, кто согласен, что учить детей правилам дорожного движения необходимо.
Мастерская «Дорожный светлячок»
За окном осень, не за горами зима, когда темнеет рано, поэтому жизненно важно, чтобы пешеход был хорошо заметен в сумерках. Помочь здесь могут световозвращающие материалы.
Проявите свои творческие способности, еще раз вспомните о необходимости быть заметным на дороге в темное время суток, изготовьте оригинальную наклейку и придумайте четверостишье к ней.
Световозвращатель нужно крепить к верхней одежде, рюкзакам, сумкам, велосипедам так, чтобы при переходе через проезжую часть на него попадал свет фар автомобилей, и он всегда был виден водителю.
Рекомендуется крепить световозвращатель так, чтобы он был виден водителям, как встречного, так и попутного транспорта.
Световозвращающие элементы являются важным элементом пассивной безопасности пешехода. Лучше использовать световозвращающий материал жёлтого цвета, обладающий наибольшим коэффициентом световозвращения.
Безопасней чтобы жить,
Будем светоотражатели носить.
Темной ночью, белым днем
Смело со светоотражателем идем!
Значок, лента и полоски
Новый нам дают эффект.
Для осенней непогоды
Замечательный комплект!
Рефлексия. «Все у меня в руках!»
На листе бумаги обведите, пожалуйста, свою руку.
Каждый палец - это позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.
- Большой палец: для меня важно и интересно, над этой темой я хотел(а) бы еще поработать;
- Указательный палец: здесь мне были даны конкретные подсказки;
- Средний палец: информации для меня было недостаточно;
- Безымянный палец: каким было мое настроение;
- Мизинец: Мне здесь не хватило…
Слово учителя.
Подводя итог занятия, можно сделать вывод, что нас всех глубоко волнует тема безопасности дорожного движения.
Только нашими усилиями, используя знания, терпение, можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром дорог.
Мы все должны помнить о том, что формирование сознательного поведения - длительный процесс. Сегодня ребенок всюду ходит с родителями за руку, а завтра он станет самостоятельным пешеходом и пассажиром транспорта. И если теоретические знания мы можем обеспечить детям в нашем образовательном учреждении, то их практическое применение целиком ложится на Ваши плечи, уважаемые родители. Единство наших и ваших требований к детям в этом важном для жизни вопросе - это условие нашего успеха и безопасности наших детей.
Всё в наших руках!
Мне понравилось с вами работать, я хочу вручить вам памятки «Безопасные дороги - безопасная жизнь»
И ещё. Народная мудрость гласит: с Ангелом Хранителем дорога - чудный сон за пазухой у Бога...
Дети дарят всем ангелов, которых изготовили сами.
Таких ангелов мы вручаем при проведении акций водителям и пешеходам.
Спасибо за внимание! Удачи вам на дорогах. Родители награждают детей. Совместное чаепитие.