Программа подготовлена педагогом ДДТ г. Можайска Ольгой Семеновной Козловой для того, чтобы дети знали и понимали правила дорожного движения. Дети изучают теоретическую часть, отгадывают загадки, сдают экзамены на знание дорожных знаков.
Цель: повторение и закрепление теоретических знаний по теме «дорожная азбука», отработка практических навыков безопасного поведения на дороге.
Задачи:
· углубить и закрепить знания детей по Правилам Дорожного Движения;
· сформировать у детей представление о значении новых понятий: участники дорожного движения, виды транспортных средств, виды светофоров и значение сигналов, служба ГИБДД, отряды ЮИД, группы и название дорожных знаков, правила перехода проезжей части и др.;
· формировать устойчивые привычки дисциплинированного, осторожного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте (личностные УУД);
· формировать умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата (регулятивные УУД);
· формирование умения находить наиболее безопасный способ перехода проезжей части (познавательные УУД);
· формировать умение общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией (коммуникативные УУД);
· воспитывать доброжелательные взаимоотношения в детском коллективе;
· воспитывать законопослушное поведение у юных участников дорожного движения и чувство взаимоуважения на дороге;
· развивать творческую активность детей, внимание, память, а также координацию движений.
Участники: дошкольники или учащиеся 1-3 классов, родители.
Действующие лица: педагог, сотрудники ГИБДД, члены отряда ЮИД, ростовая кукла «Зебра».
Оборудование:
Мультимедийная установка, ноутбук, экран, фотоаппарат и кинокамера.
Для эстафет и конкурсов: самокаты, детские игрушечные автомобили и тележки, фишки для трассы, паззлы, игрушечные рули со звуковыми сигналами, шлемы, модели машин оперативных служб и две машины на атласных ленточках для конкурса «Гонщики-мотальщики», парики и жилетки, форма юных инспекторов дорожного движения.
Дидактические материалы: выпуски авторской детской телепередачи «Светофорик» и мультфильмов «Стоп. Бип. Топ. Азбука дорог», слайд-шоу «Движение ЮИД, презентация «Дорожная азбука», мультфильмы «Два дорожных знака», «Где опасно играть» студии «Лукоморье» и «Некультурные автомобили», «Самая страшная машина» из серии «Смешарики и ПДД». А также песни по Правилам Дорожного движения.
Для награждения: световозвращатели, тематические сувениры, памятки пешехода и т.п.
Оформление:
На стенах актового зала (кабинета, класса): тематические плакаты, рисунки, фотографии, шары красного, желтого и зеленого цветов.
В зале (классе): макеты дорожных знаков, модель перекрестка, макеты пешеходного и транспортного светофоров, мягкая игрушка «зебра», модели транспортных средств.
План занятия:
Организационный момент
- вход детей в актовый зал (класс) и размещение;
- приветствие педагога, детей и родителей;
- знакомство участников с темой занятия и планом.
2. Основная часть
- теоретическая и практическая части состоят из модулей.
3.Заключительная часть
- подведение итогов, награждение;
- рефлексия и самоанализ.
Методы, используемые на занятии:
Методы стимулирования и мотивации учащихся:
- эмоциональные методы: создание наглядно - образных представлений;
- социальные методы: создание эмоционально - эстетического восприятия и настроения;
- коллективная и индивидуальная деятельность.
Методы осуществления учебных действий:
- словесные (устное изложение, рассказ, беседа и объяснение);
- наглядные: просмотр фотографий, плакатов, дидактических материалов, электронных презентаций и видеофильмов;
- практические: включение учащихся в коллективную деятельность, упражнения на развитие внимания, памяти, а также массовые музыкальные песни-игры, эстафеты, конкурсы.
Методы педагогического мониторинга и контроля:
- анализ деятельности учащихся на занятии.
Ход занятия.
Звучит фонограмма тематических песен.
Вход детей в актовый зал (класс) и размещение.
Педагог: Здравствуйте, ребята (уважаемые родители, а также бабушки, дедушки, сестры и братья). Добро пожаловать на открытое занятие «Дорожная азбука» под девизом «Знайте правила движения, как таблицу умножения!». Проведу урок я - педагог ДДТ г. Можайска Ольга Семеновна Козлова (госинспектор ГИБДД). Чтобы нам вместе погрузиться в «дорожную азбуку» предлагаю отгадать рифмованные загадки с хоровыми ответами (на выбор несколько загадок).
Первый мой вопрос простой:
Что пробьет туман густой?
Чьи волшебные лучи
Освещают путь в ночи?
На машине их две пары.
Догадались? Это …..ФАРЫ
Едем, едем мы, и вот
Надо сделать поворот.
Путь вперед сейчас закрыт.
Чтоб не задержал патруль,
Поворачиваем …РУЛЬ
Молодцы, ребята. В плане нашего урока - знакомства с темами: участники дорожного движения, виды транспортных средств, виды светофоров и значение сигналов, служба ГИБДД, отряды ЮИД, группы и название дорожных знаков, правила перехода проезжей части и др. А еще сегодня вы примете активное участие в эстафетах, конкурсах, музыкальных играх. Научитесь безопасно переходить проезжую часть, повстречаетесь с сотрудниками ГИБДД и юными инспекторами дорожного движения. Вас ждет сюрприз… В гости к нам спешит загадочный гость с подарками.
А сейчас первая остановка.
Модуль №1. Участники дорожного движения. На экране мы видим, что это три группы: ПЕШЕХОДЫ, ПАССАЖИРЫ И ВОДИТЕЛИ. (Проводится ролевая игра для закрепления темы в убыстряющемся темпе).
Пешеходы - топаем. (Тихо фонограмма звучит)
Пассажиры - ручкой машем.
Водители - рулим. (Дети выполняют движения).
Просмотр обучающего мультфильма «Добрая Дорога Детства» и «Мультстудия» «Стоп. Бип. Топ. Азбука дорог. Серия №1).
Модуль №2. Виды транспортных средств». Внимательно посмотрите на экран. Вы видите, что транспорт делится на четыре группы: водный, воздушный, наземный и железнодорожный транспорт. Давайте дадим определения игрушечным Транспортным Средствам (ведущий показывает модели Транспортных Средств (вертолет, мотоцикл, лодка, грузовик, паровоз и др.), дети определяют, к какому виду транспорта они относятся).
Чтобы на дорогах был порядок, на улицах устанавливают специальные устройства. Отгадайте загадку.
Он имеет по три глаза,
По три с каждой стороны.
И хотя ещё ни разу
Не смотрел он всеми сразу -
Все глаза ему нужны.
Он висит тут с давних пор.
Что же это? … СВЕТОФОР (ведущий показывает на макеты светофоров).
Модуль №3. Виды светофоров и их сигналов. Это наша следующая остановка.
Светофоры бывают транспортные и пешеходные. Первый уличный светофор появился в Лондоне в 1868 году. Придумал его английский инженер Найт. Первый светофор был механическим: цветные сигналы менялись с помощью системы приводных ремней, поэтому рядом дежурил полицейский. В России первый светофор установили в Москве в 1924 году.
Светофор с тремя цветами (красным, жёлтым и зелёным) регулирует движение автомобилей. Водители обязательно должны подчиняться сигналам транспортного светофора, чтобы не было аварий. Светофор двухцветный с контурами человечков - для пешеходов.
У нас в гостях пешеходный светофор. (Дети в разноцветных париках и жилетках выходят к макетам светофоров, читают стихотворения, выученные наизусть или по карточкам). Фонограмма песен про ПДД.
Светофор пешеходный:
Чтоб тебе помочь путь пройти опасный,
Горит и день, и ночь зеленый цвет и красный.
Красный свет, красный свет!
Это значит - хода нет!
Это - стоп! Остановись!
Это значит - берегись!
Свет зеленый появился,
Перекресток оживился,
Стал свободным переход,
Смело двигайся вперед!
Педагог раздает детям дидактические материалы (по пять бумажных кружков красного, желтого и зеленого цветов). Задание: составить транспортный и пешеходный светофоры. Показать запрещающий сигнал пешеходного светофора и т.д.
Просмотр обучающих мультфильмов на тему «Светофор» студии «Лукоморье», «Смешарики», авторский мультфильм творческих объединений ДДТ г. Можайска «Добрая Дорога Детства» и «Мультстудия» «Стоп. Бип. Топ. Азбука дорог. Серия №2. «Светофоры».
Модуль №4. Служба ГАИ-ГИБДД. Звучит фонограмма «Мы в Подмосковье честно служим…» На экране фото ГИБДД.
К сожалению, не всегда и не все строго соблюдаю ПДД, поэтому на дорогах бывают ДТП, аварии, в которых получают ранения и гибнут взрослые и дети. Служба ГАИ-ГИБДД очень важная и нужная потому, что инспекторы ДПС следят за порядком, наказывают нарушителей дорожных правил.
Слово предоставляется сотруднику ГИБДД.
Просмотр обучающего авторского мультфильма творческих объединений ДДТ г. Можайска «Добрая Дорога Детства» и «Мультстудия» «Стоп. Бип. Топ. Азбука дорог. Серия 80 лет ГАИ - ГИБДД.
Модуль №5. Отряды ЮИД. Звучит фонограмма «Марш ЮИДовцев Подмосковья». На экране слайды о работе отрядов ЮИД.
Добро пожаловать на остановку № 5. А у ГИБДД есть помощники, это юные инспектора движения, которые изучают правила, пропагандируют их соблюдение среди ребят, проводят интересные мероприятия и сами стараются быть грамотными участниками дорожного движения. Слово ребятам из отряда ЮИД. Выступление с агитбригадой.
ЮИДовцами проводится словесная игра с хоровыми ответами.
Вариант №1. «Это я, это я, это все мои друзья»:
Кто из вас идет вперед там, где знак «пешеходный переход»? (это я…)
Кто летит вперед так скоро, что не видит светофора (дети молчат)
Вариант №2. Вы правила дорожного движения знаете? (Ответ зала: да!)
Я вам верю. Но проверю.
Кто-нибудь, друзья, из вас
Перешел хотя бы раз
Улицу на красный свет,
Отвечайте дружно… нет!
ЮИД под фонограмму уходят.
Модуль №6. Свод правил юного пешехода.
(Дети читают стихотворения, выученные наизусть или по карточкам).
Дома для вас мы просто дети-
Маши, Насти, Ромы, Пети.
По дороге же идет
Не ребенок - пешеход!
Ты, милый друг, шагая в школу,
Ворон на небе не считай.
А будь примерным пешеходом
И Правила все соблюдай.
Модуль №7. Страна дорожных знаков.
Дорожные знаки необходимы для регулирования дорожного движения. Дорожные знаки нужны водителям и пешеходам. Они устанавливают или запрещают определенные режимы, предупреждают водителей об опасностях на дороге. И сейчас ребята расскажут нам о некоторых дорожных знаках. (Дети выходят с дорожными знаками, читают стихи, выученные наизусть или по карточкам).
Этот знак предупреждает водителей, что скоро будет пешеходный переход.
В треугольнике шагаю.
Транспорт я предупреждаю:
Скоро место перехода-
Берегите пешехода!
Дорожный знак «Пешеходный переход».
Этот знак совсем несложный,
Но зато такой надежный.
Помогает он в пути
Всем дорогу перейти
Модуль №8. Педагог проводит экзамен на знание дорожных знаков.
Приглашает детей и просит найти определенный дорожный знак или дать правильное название знаков.
Модуль №9. А мы с вами на девятой остановке. Правила перехода проезжей части.
Даже если на пешеходном светофоре горит зеленый разрешающий сигнал, и вы на специальной дорожной разметке «зебра» помните очень важные правила безопасного поведения. Надо сначала остановиться, оглядеться и прислушаться! Убедиться, что все водители вас видят и пропускают. Давайте вместе выучим алгоритм перехода дороги:
Дети строятся на макете перекрестка парами, переходят проезжую часть по «зебре» и повторяют стихотворение.
Вспомним, как учили нас:
Подошли к дороге - РАЗ!
Смотрим налево, смотрим направо, и еще раз налево - ДВА!
Нет машин - шагай вперед, начинаем переход!
Модуль №10. А у меня в руках модели машинок, которые имеют проблесковые маячки (мигалки) и звуковые сирены: «Скорая помощь», «ДПС», «Пожарная служба». Это автомобили оперативных служб и они имеют право преимущественного проезда, их должны пропускать все водители и пешеходы. Запомните, ребята!
Просмотр мультфильма «Смешарики», серия «Машины специального назначения»
Модуль №11. Световозвращатели.
С 1 июля 2015 года вступили в силу очередные изменения правил дорожного движения, регламентирующие обязательное наличие светоотражающих элементов у пешеходов вне населенных пунктов.
Для того, чтобы пешеходы были видны водителям издалека в темное время суток или в условиях недостаточной видимости (туман, метель, дождь), а значит, стали заметнее на дороге есть специальные материалы со светоотражающими свойствами. Когда на такие предметы (нашивки, брелки и т.п.) попадает свет от фар автомобиля, они отражают этот свет и, как будто, сами светятся. Вот такие полезные и красивые «огоньки» или «светлячки» мы сегодня подарим всем участникам мероприятия.
Дорогие ребята, помните, что световозвращатели надо носить на верхней одежде: куртке, пальто, на ранце. Ваша безопасность - в ваших руках: «Пешеходный светлячок - безопасности залог!».
(Дети хором повторяют слоган).
Просмотр авторского видеоклипа «Пешеходный огонек - безопасности залог»
Модуль №12. Зебра - это переход!
Загадка для выхода ростовой куклы «Зебра»:
Мы на улицу пошли, светофора не нашли.
Как дорогу перейти, если «зебра» на пути?
Мы гадали, мы решали, что же это за проход?
А потом мы все узнали:
«ЗЕБРА» - это ПЕРЕХОД!
Полосатая лошадка «Зебра» сегодня у нас в гостях, давайте встретим громкими аплодисментами!
Музыкальная массовая игра (дети строятся в хоровод и повторяют движения за педагогом), звучит песня «А у зебры есть полоски, есть полосочки везде…»,
(Зебра дарит светоотражающие подвески).
Модуль №13. Конкурсно-игровая программа.
конкурс « Гонщики - мотальщики» (игрушечные машинки на веревочках);
собери «Паззлы»;
командные игры-эстафеты. Формируются две команды (5-12 участников).
«Трасса» - участники соревнуются на самокатах (велосипедах). Старт и финиш обозначаются макетами дорожных знаков. По команде начинается заезд под веселую музыку «Кручу педали» и т.д.
«Грузовики» - участники преодолевают расстояние с машинами, к которым привязаны веревки. В кузов можно положить кубики и построить дом.
«Рулим» Игрушечные рули с сигналами.
Способы определения результативности:
для отслеживания (диагностики) успешности освоения учащимися содержания занятия используются: педагогическое наблюдение, устные опросы, работа с раздаточным дидактическим материалом, а также оценка уровня активности и заинтересованности детей на занятии.
Рефлексия.
Используются два вида:
1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
2. Рефлексия содержания занятия.
Педагог. Ребята и родители, выберите один из трёх сигналов светофора (раздаются картонные кружки трех цветов) и покажите нам своё настроение и то, как вы сегодня оцениваете занятие по ПДД (красный - плохо, жёлтый - хорошо, зелёный - отлично).
Раздаются смайлики с улыбкой или печальные - надо показать соответствующий настроению смайлик.
Приложение № 1.Загадки.
Первый мой вопрос простой:
Что пробьет туман густой?
Чьи волшебные лучи
Освещают путь в ночи?
На машине их две пары.
Догадались? Это ФАРЫ.
Едем, едем мы, и вот
Надо сделать поворот.
Путь вперед сейчас закрыт.
Чтоб не задержал патруль,
Поворачиваем …РУЛЬ
Руль, педаль, колеса, шины-
Вот набор любой …МАШИНЫ
Человеку, чтобы жить,
Надо есть и надо пить.
Пища есть и для машин –
Называется…БЕНЗИН
Эта пища не пустяк,
Ей заполнен ...БЕНЗОБАК.
Ну, ответьте-ка теперь,
Что рычит, как дикий зверь?
Что в машине всех главней?
Не поедете на ней,
Коль в машине до сих пор
Не поставили …МОТОР
Едет он на двух колесах,
Не буксует на откосах,
И бензина в баке нет.
Это мой…ВЕЛОСИПЕД.
Мелькают вагоны по рельсам скользя.
Летит она быстро, но вот, тормозя,
Колеса искрят как зажженная спичка…
Спеши, пассажир!
Вот твоя …ЭЛЕКТРИЧКА
Сверху винт, внутри - пилот.
В небе кружит …ВЕРТОЛЕТ.
В час - 120 км,-
Это будет сколько миль?...
Он летит быстрее ветра –
Легковой …АВТОМОБИЛЬ.
Сколько станций - о-о-о-й!
Переходы под землей.
За час проехать не хитро
Через весь город на …МЕТРО.
Вариант №1. «Это я, это я, это все мои друзья»:
-Кто из вас идет вперед там, где знак «пешеходный переход»? это я)
-Кто летит вперед так скоро, что не видит светофора (дети молчат)
-Знает кто, что свет зеленый означает: путь открыт? (это я…)
-Знает кто, что красный свет - это значит - хода нет?
Вариант №2. Вы правила дорожного движения знаете? (Ответ зала: да!)
Я вам верю. Но проверю.
Кто-нибудь, друзья, из вас
Перешел хотя бы раз
Улицу на красный свет,
Отвечайте дружно... нет!
Каждый должен твердо знать,
Можно ли перебегать
Улицу перед машиной,
Даже если путь недлинный?
Кто подскажет мне ответ? Нет!
Приложение №3 (Свод правил юного пешехода)
Дома для вас мы просто дети -
Маши, Насти, Ромы, Пети.
По дороге же идет
Не ребенок - пешеход!
Ты, милый друг, шагая в школу,
Ворон на небе не считай.
А будь примерным пешеходом
И Правила все соблюдай.
Ты идешь по тротуару,
Правой стороны держись,
Надо быть и здесь культурным,
Не играй и не дерись.
Ах, какая красота-
Есть машина у кота!
Едет котик с сыновьями,
Все пристегнуты ремнями.
Без ремней нельзя! НИ-НИ!
Не катаются они!
Едет Любочка в трамвае -
Она билета не берёт.
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперед.
Говорит она. Толкаясь:
Фу, какая теснота!
Говорит она старушке:
Это детские места.
Ну, садись - вздыхает та.
Хочешь яблок и конфет?
Хочешь бублик на обед?
Что ж ты фыркаешь, сопишь?
На меня не поглядишь?
И сказал водитель строго:
Я смотрю лишь на дорогу!
Видишь, я веду трамвай!
Ты меня не отвлекай!
Правила движения,
Все, без исключения.
Барсуки и хрюшки,
Зайцы и тигрята,
Пони и котята.
Вам, ребята, тоже
Все их надо знать! (с книжкой ПДД)
Шагая осторожно,
За улицей следи
И только там, где можно,
Ее переходи!
Девочки и мальчики,
Все, без исключения,
Изучайте правила
Дорожного движения!
Приложение № 4(дорожные знаки)
Место остановки автобуса
На посадочных площадках
Терпеливо транспорт ждут.
Установленный порядок
Нарушать нельзя и тут.
«Пешеходный переход»
Этот знак предупреждает водителей, что скоро будет пешеходный переход.
В треугольнике шагаю.
Транспорт я предупреждаю:
Скоро место перехода-
Можно двигаться вперед.