Y
Он-лайн центр информационной
поддержки родителей

Как снять родительский стресс перед первым сентября и избежать ошибок?

22.07.2019

Как снять родительский стресс перед первым сентября и избежать ошибок?На вопросы «Литтлвана» ответили Дима Зицер, Алена Сверба, Ирина Млодик, Мария Иртуганова, Аглая Датешидзе и Наталья Лобанова.

Дима Зицер-педагог, основатель школы «Апельсин», публицист

• «Поступающим в первый класс» родителям важно помнить, что школа — это такое место, которое призвано обслуживать и давать образование вашему ребенку. Школа не должна занимать центральное место в жизни всей семьи.

• Родителям стоит помнить, что ими будут манипулировать. И нельзя позволять это с собой делать. В чем это будет выражаться? В частности в том, что мамам и папам будут рассказывать, что их ребенок что-то делает так, а что-то не так.

Подчеркиваю, это не школе определять, хорош ваш ребенок или нет. Нельзя забывать об этом, и если возникает ситуация, когда родителям будут говорить о неправоте ребенка, то факт неправоты надо перепроверить не один раз, прежде чем принимать решение.

• Отправляя ребенка в школьный социум, родители часто впоследствии вынуждены занимать положение судьи собственного ребенка. Близкий любящий человек не должен судить, и ребенок должен быть уверен в том, что у родителя он получит безусловную поддержку.

• У ребенка в школе, на протяжении всех лет его учебы, будет много напряженных и тяжелых моментов. С первого дня юный ученик должен быть уверен, что чтобы не случалось вне, дома у него самый надежный тыл, где никто не «достает», где настоящая зона комфорта.

 

Алена Сверба-психолог,психотерапевт, руководитель тренингового центра

• Родителям можно вспомнить свой первый класс или начальную школу, а затем поделиться с ребенком интересными историями и приятными моментами.

• Вместо стандартных вопросов: «как дела в школе?» и «что получил?», лучше интересоваться настроением ребенка, одноклассниками, задавать конкретные вопросы, по существу. Ребенок отправляется в новый для себя мир, где будет происходить разное. Родителю важно внимательно выслушивать ребенка, без оценки ситуации, лишнего морализаторства и взрослых «умных» советов. Лучше сказать: «Я верю, что у тебя получится разобраться с этим». Но эта фраза не должна стать формальной отмашкой, родителю обязательно нужно будет поинтересоваться дальнейшим развитием событий.

• Какие бы не бродили сомнения, родителю стоит быть готовым перед ребенком признавать авторитет его первого учителя.

Родителю стоит помнить и быть готовым к тому, что в течение учебного года есть периоды, когда первоклассник чувствует себя особенно уставшим. Например, это конец третьей четверти. Важно понимать, что это вполне нормально, и быть особенно терпеливым и заботливым в это время.

• От собственной тревожности родители часто заполняют все свободное время ребенка разнообразными занятиями. Но у первоклассника должно оставаться достаточно свободного личного времени для игры. Расписанная по минутам загруженность приводит в будущем к апатии и усталости. Поэтому как бы ни хотелось «драмкружок, кружок по фото, хоркружок» впихнуть в детское расписание, стоит помнить — кому это на самом деле нужно?

 

 

Ирина Млодик-гештальт терапевт,детский психолог, писатель

Ребенок идет в первый класс. Несмотря на то, что это новый этап его взрослости, помните, что он еще остается ребенком, которому к тому же нужно время для адаптации к своей новой роли, особенно, если он не ходил в детский сад.

Несмотря на то, что это очень трудно, постарайтесь справиться со своими нарциссическими ожиданиями насчет его успехов и со своей тревогой. Ребенку вы нужны как опора, и поэтому ваша готовность помочь ему адаптироваться и вера в него очень бы ему помогли.

Если вы хотите сохранить учебную мотивацию ваших детей, не делайте с ними уроки, лучше научите его учиться и предоставьте ему самому справляться со школьной программой. Свою-то вы когда-то уже прошли, дайте пройти и ему, он справится.

Научите его просить о помощи, если ему это будет нужно. Но, по возможности:

• не контролируйте, а интересуйтесь;

• не ругайте за ошибки, а обсуждайте их;

• не обесценивайте систему оценок (не говорите «не важно, что ты получаешь»), но и не предавайте ей много значения;

• не думайте, что если ваш ребенок не слишком успешен в начальной школе, то он будет таким всегда;

• не переживайте, если какой-то навык или предмет будет даваться тяжело, дети разные и далеко не все из них «универсалы» по разным областям знаний;

• не совмещайте, по возможности, роли учителей и родителей, такое смешение границ неполезно ребенку, он путается и на время «теряет» родителя, если вы становитесь учителем, лучше пусть ребенку, в случае необходимости, помогает нанятый педагог;

• не думайте, что учеба и знания — это самое главное, хорошее самоощущение, отношения с одноклассниками и учителем важны не менее, ведь это еще и жизнь длинной в 11 лет.

Полный текст статьи