Y
Он-лайн центр информационной
поддержки родителей

Где оценка? Её поставит жизнь

13.09.2019

Где оценка? Её поставит жизнь

В статье директора МОУ «Сторожевская средняя общеобразовательная школа», Народного учителя РФ А. М. Захаренко описывается опыт проведения мероприятий для старшеклассников, нацеленных на формирование семейных ценностей и основ семейной жизни.

В брак вступает абсолютно большинство мужчин и женщин. В стране отчетливо выражена тенденция к омоложению браков: в настоящее время из молодых поколений в первый брак к возрасту 25 лет вступают 80% женщин и 70% мужчин, тогда как 20 лет назад в брак вступали к этому возрасту 70% женщин и 60% мужчин.

И что самое «страшное», за последнее время в стране разводилось ежегодно 1,4% супружеских пар. В результате разводов каждый год более 700 тысяч детей в возрасте до 18 лет остаются без одного родителей.

Необходимо определить меры дальнейшего укрепления материальных и духовных основ нашего образа жизни, формирования нового человека, совершенствования всех социальных институтов, в том числе и семьи.

Мы решили не оставаться в стороне от этих проблем и возобновить курс этики и психологии семейной жизни (ЭПСЖ) с обучающимися 9–11-х классов. В преподавании курса недопустим формализм, необходимо многообразие форм и методов, использование методов, активизирующих интерес школьников к данному курсу. Учитель ЭПСЖ оценки старшеклассникам не выставляет, оценку поставит жизнь. Поэтому очень творчески и осторожно должен педагог применять различные приемы и методы. Учитель не имеет права настаивать, требовать выражения учащимися точки зрения педагога по данной проблеме, он обязан вызвать учащихся на спор, на полемику и тактично подправлять, приводя доступные примеры из жизни, печати, из жизни великих людей.

Расскажу, какие приемы и методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках ЭПСЖ мы использовали.

Во время изучения темы «Психология межличностных отношений» провожу диспут «В чём счастье современной молодежи? Как вы думаете?», предлагаю такие вопросы:

1. Что такое счастье?

2. Для всех ли одинаково мерило счастья, от чего оно зависит?

Другой пример – уроки – поисковые задачи, беседы. При знакомстве с темой «Личность» предлагаю девятиклассникам рассуждать в ходе поисковой беседы «Что значит выражение: «В человеке всё должно быть прекрасно»?»

Интересно проходит диспут «Любовью дорожить умейте, с годами – вдвойне».

1. Что такое любовь? Сколько раз можно любить? Бывает ли любовь с первого взгляда? (важно, чтобы старшеклассники смогли понять, что такое увлечение, а что такое любовь).

2. Почему первая любовь не бывает всегда последней, или почему первая любовь редко бывает единственной? (притирка характеров).

3. Оба ли равны в любви?

4. Кому первому объясниться в любви?

5. Обязательна ли дружба в любви? (желательна, но не обязательна).

6. Согласен ли ты со словами: «Любовь – великое дело в жизни. Без неё тускла глубоко содержимая жизнь»?

7. Что значит беречь любовь?

8. Любви все возрасты покорны.

В подготовке участвуют все: оформляют пословицы, поговорки по теме, подбирают литературу, узнают о советах, рекомендациях, как вести себя на диспуте.

Самое ценное, что во время диспута каждый может высказывать свою точку зрения, свое мнение.

В-третьих, по ЭПСЖ необходимо проводить и внеклассную работу: вечера, конкурсы.

К примеру, вечер «Ты и мода».

В программе:

1. О вкусах непременно спорят. Поспорим?

2. В чём секрет элегантности? Конкурс молодежной моды.

3. Как ты танцуешь? Конкурс на лучшее исполнение современного танца. Разучивание вальса.

4. Танец и твой костюм (девушка в брюках – танец «Вальс или танго»).

Подбираем музыку, оформляем стенд. В ходе вечера проводятся и конкурсы.

По теме «Психологический климат в семье» обыгрывали сцены: «Незаслуженная обида», «Нежданный гость в семье», «Размолвка по поводу взаимоотношений с родителями (родственниками)», «Размолвка по поводу воспитания ребёнка», «Размолвка на почве решения хозяйственной проблемы», «Размолвка на почве ревности». Старшеклассники выступают в таких ситуациях в роли мужа и жены: юноши выбирают из своих одноклассниц, с кем можно обыграть ту или иную ситуацию.

По теме «Семья как источник счастья» пишем сочинение.

В основном учащиеся 9–11-х классов правильно понимают, что значит быть счастливыми, и только пятая часть из них встречала счастливых людей, значит, счастливыми не считают даже своих родителей. А ещё на один вопрос семь человек ответили, что можно прожить на необитаемом острове с любимым человеком и считать себя счастливым. При разборе сочинений зачитываю отрывки сочинений.

По темам «Бюджет», «Хозяйство», «Экономическое воспитание в семье» предлагаю практические задания.

Профессия педагога – особенная. Он формирует личность ребёнка. Это процесс творческий в своей основе. Учитель хорошо работает только тогда, когда в поисках нового творит и созидает. Проводя урок, каждый учитель должен задать себе вопросы: что у меня сегодня получилось, что – нет, в чём причина, что надо изменить в следующий раз? На очередном уроке он проверяет свои предположения и делает выводы. Обобщенно это можно сформулировать так: провел анализ урока, выдвинул гипотезу – проверил её в эксперименте – сделал выводы. Таковы этапы творческого процесса по К. Д. Ушинскому.

В 11 классе выдаются удостоверения, такую процедуру предложили сами обучающиеся.

Источник