Y
Он-лайн центр информационной
поддержки родителей

Эволюция идей В.А. Сухомлинского о воспитании родителей в современной школе

29.07.2019

news_2019-07-29_01_1.jpgВ статье приводятся аргументы, подтверждающие, что педагогические взгляды В.А.Сухомлинского не только опередили свое время, но и наметили вектор движения для родителей и педагогов, живущих в ХХI веке.


Смирнова Ирина Фёдоровна, кандидат педагогических наук, директор центра психологии и коррекционной педагогики, ГАОУ ДПО ИРР ПО 

Василий Александрович Сухомлинский – советский педагог, писатель, чьи идеи воспринимались как новаторские, во многом противоречащие сложившимся представлениям о воспитании и обучении детей. Видимо, поэтому появление его статей и книг воспринималось неоднозначно педагогической общественностью. Его искренняя любовь к детям, убежденность в собственной правоте, удивительное сочетание богатого практического опыта с научными знаниями и способностью глубоко анализировать и преобразовывать привычное и устоявшееся получили отражение в его педагогических воззрениях.
Взгляды В.А. Сухомлинского сформировались как результат анализа и творческого осмысления с учетом современной ему ситуации гуманистических идей Ушинского, Песталоцци, Коменского, Корчака и других педагогов.
В основу его педагогической системы положены такие принципы, как:
- воспитание без наказания «Физические наказания являются насилием не только над телом, но и над духом человека; ремешок делает бесчувственными не только спину, но и сердце» [3, с. 35],
- обучение без принуждения,
- сотрудничество как основа взаимодействия детей, родителей и педагогов,
- свобода выбора и ответственность за него,
- труд как творчество,
- высокая нравственность детей и взрослых.
Василий Александрович был педагогом-экспериментатором. Свои теоретические наработки апробировал на практике, получал результаты, анализировал условия эффективности. Подобных примеров в истории педагогики немного.
Одной из разработок педагога, действительно интересных, глубоко проработанных и практически значимых, стала семейная педагогика и воспитание родителей. Она прошла практическую апробацию и дала реальные позитивные результаты в средней школе поселка Павлыш.
 По мнению В.А.Сухомлинского, действия семьи и школы должны быть согласованы, а их взаимодействие нацелено на интересы ребенка. 
Школа организует обучение и воспитание детей. Тем не менее, главная ответственность за воспитание ребенка лежит на семье. Такая точка зрения для советского времени была достаточно нетипичной в условиях преувеличения роли государственных институтов воспитания по сравнению с семьей.
Значимый факт – организация университета для родителей в школе, где он работал директором. Здесь на практике были реализованы и подтверждены эффективность сформулированных педагогом принципов взаимодействия семьи и школы. Родители начинали заниматься в университете за два года до начала учебы ребенка и посещали эти занятия до момента его окончания школы.
Мамам и папам преподавали теорию воспитания, педагогическую психологию, возрастную психологию и др. дисциплины. За счет этого последовательно, в системе повышалась воспитательная компетентность родителей. «Какая бы у вас ответственная, сложная, творческая работа ни была на производстве, знайте, что дома вас ожидает еще более ответственная, более сложная, более тонкая работа – воспитание человека» [2, с. 15].

Встречаясь с родителями, педагог убеждал их в необходимости воспитывать детей в соответствии с идеями гуманной педагогики, в которые верил сам:
- родительская и школьная оценка поведения и успехов ребенка - это не средство наказания, а инструмент поощрения,
- школа и семья должны мотивировать ребенка учиться, интерес школьника – залог его учебных достижений,
- родителей имеет смысл приглашать в школу не для критики их детей, а для одобрения их поступков,
- ребенка нужно воспитывать без наказания, его заменит атмосфера добра и понимания в семье,
- проблема трудных подростков и переходного возраста исчезнет сама собой, если взрослые будут знать их индивидуальные особенности и поступать с их учетом,
- главный принцип воспитания и обучения ребенка в семье, в школе – продвижение ребенка от успеха к успеху.
«Мы, родители, воспитываем своих детей прежде всего своими взаимоотношениями. Про это следует помнить всегда» [3, с. 24].
Почти полвека прошло со дня смерти В.А.Сухомлинского. на протяжении этих десятилетий во многих уголках нашей страны педагоги продолжают применять идеи Василия Александровича, развивая и адаптируя их к сегодняшним условиям жизни.
Возникшие в 80-90е годы 20 века идеи личностно-ориентированного образования во многом вобрали в себя положения семейного воспитания В.А. Сухомлинского. 
В трудах   Е.В. Бондаревской, В.В. Серикова, И.С. Якиманской и многих других авторов содержится критика авторитарной педагогики и школы, предлагается воспитание детей на основе гуманной педагогики, в частности на основе сформулированных В.А. Сухомлинским воспитательных принципов.
Право детей и родителей быть личностью, занимать субъектную позицию в диалоге со школой, право выбора школы для ребенка, формы повышения воспитательной компетенции родителей, уважение потребностей и ценностей самих школьников, их интересов, способностей – эти и многие другие положения педагогики В.А.Сухомлинского реализуются в школах, педагоги которых разделяют идеи личностно-ориентированного образования. 
Воспитанию ребенка в семье и школе великий педагог придавал особое значение. Но это воспитание должно быть гуманным, учитывающим индивидуальные особенности детей и подростков, их самобытные черты. Усилия взрослых должны быть направлены на создание у ребенка ситуации успеха в учебе, поступках. За счет этого ребенок будет чувствовать себя счастливым, Из детей вырастут счастливые взрослые, для которых учеба и работа – это не тяжелый изнурительный труд, а творчество, возможность максимально раскрыть свои возможности в любимом деле. Вера в свои силы в равной степени важна для детей и для родителей.
В основу воспитательной системы В.А.Сухомлинского были положены такие личностные ценности, как Счастье, Честь, Долг, Доброта, Красота, Справедливость, Свобода. Следовательно, оптимальные методы воспитания детей в семье – убеждение, личный пример, диалог и т.п. Именно поэтому просвещение родителей должно нацеливать родителей на доверительные, добрые отношения со своим детьми, исключающие страх наказания, угрозы, ограничения детских потребностей, так как такие воздействия не совместимы с ценностями данной системы воспитания.
Получила свое развитие в советской школе и в образовательных организациях постсоветского времени такая продуктивная идея В.А.Сухомлинского, как подготовка школьников к семейной жизни. «Подумайте сами: не всем быть физиками и математиками, а родителями быть всем, мужем и женой – всем» [1, с. 18].
В.А. Сухомлинский разработал программу предмета для старших классов «Семья, брак, любовь, дети», которая и была реализована в Павлышской школе. Он считал, что подросткам надо донести главную мысль о необходимости культуры человеческих желаний.
«Ведь что такое умение жить в браке – человеческое умение любить, уважать друг друга, чувствовать человека рядом с собой? Это, прежде всего, умение руководить, управлять своими желаниями, умение поступаться частью своих желаний во имя блага семьи, родителей, детей, умение ограничивать свои желания. В мире, который дает простор для расцвета человеческих желаний, счастлив лишь тот, кто умеет быть властелином своих желаний – запомните это, дорогие отцы и матери, и учите этому своих детей» [2, с. 23].
Самым удивительным является тот факт, что многие из сформулированных и апробированных в небольшой сельской школе В.А. Сухомлинским полвека назад идей лишь в последние годы начинают реализовываться в школах, а некоторые из них, возможно, реализуются в будущем.  Введение курса «Семьеведение» в российских школах, обучение без оценок, развитие познавательного интереса детей, воспитание без наказания, приглашение родителей в школу для благодарности за воспитания ребенка. Он смог превратить сельскую школу в почти научное учреждение, лабораторию по созданию и отработке педагогических методик. Этот список можно еще долго продолжать. 
Таким образом, В.А.Сухомлинский своим педагогическим и человеческим талантом, бескорыстной любовью к детям смог не только опередить свое время, но и наметить вектор движения для родителей и педагогов, живущих в ХХI веке. Современному поколению взрослых имеет смысл многое пересмотреть, от многого отказаться в стиле общения с детьми и подростками. Удивительно, но факт. То, что сейчас воспринимается как проблема воспитания, уже десятки лет назад по сути было решено. Нам достаточно взять книги этого талантливого педагога, внимательно прочитать, проанализировать свои сегодняшние педагогические взгляды и, может быть, к своему удивлению, обнаружить, а затем исправить собственные очевидные ошибки. 

Библиографический список
1. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. М.: Знание, 1980.120 с.
2. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — Киев.: Рад. школа, 1972. 89 с.
3. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. — Киев.: Рад. школа, 1984. 115 с.
4. Хоменко И.Н. Педагогическое просвещение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sba62be19aff40402.jimcontent.com (дата обращения: 30.08.2018).