Y
Он-лайн центр информационной
поддержки родителей

Эмоционально-волевые факторы самовоспитания личности школьников в творчестве В.А. Сухомлинского

20.07.2019

Свое предназначение и воспитательный идеал школы В.А. Сухомлинский видел в воспитании всесторонне и гармонично развитой личности. Эту идею он воплотил в педагогическом опыте Павлышской средней школы, которую возглавлял более 30 лет, а также посвятил три тысячи семьсот страниц в записных книжках, которые вел всю свою учительскую жизнь.

Крыжская Наталья Александровна, методист межкафедральной учебной лаборатории профессионального самоопределения.

Главная роль в решении данной проблемы отводилась активности самой личности как решающему условию саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования личности. При этом движение к самосовершенствованию должно продолжаться всю жизнь и включать в себя моральное, идейное, гражданское, умственное, творческое, трудовое, эстетическое, эмоциональное, физическое совершенство.
Воспитание эмоций школьников начинается с воспитания правильного отношения к труду. Относительно учебной деятельности – это осознание общественного смы­сла полноценных знаний и умений и оценка своих неудач и достижений в учении с точки зрения общественных норм и требований, предъявляемых к школьникам. Стойкий неуспех, если он еще «подкреплен» постоянным страхом наказа­ния, препятствует приятию данного вида деятельности, лишает возможности преуспеть в другой. У школьника может возникнуть отвращение к учению, ко всякому труду во­обще, а в труде происходит переработка знакомого в эмоци­онально принятое и появляется желание к дальнейшей деятельности. Школа, где ребенок впервые сталкивается с необходимостью посто­янно трудиться, обязана, прежде всего, воспитать трудо­любие.
В дошкольном возрасте труд заключается  в детском творчестве – «поэтическом слове» – детей учили слушать и составлять сказки, рассказы, слагать стихи. В.А. Сухомлинский считал это школой «эмоциональной жизни», в которой дети постигают язык чувств; развивают эмоциональную память; учатся сострадать, сочувствовать, проявлять участие, тревогу, огорчения; формируют эстетические вкусы. Школа за десять лет обучения должна «научить ребенка видеть в красоте окружающего мира, в красоте человеческих отношений духовное благородство, доброту, сердечность и на этой основе утверждать прекрасное в самом себе» [1, с.187].

В Павлышской школе были адаптированы к задачам воспитания и обучения разные виды труда, соответствующие природе ребенка в стремлении к перемене, чередованию, возможности творческих начинаний школьников. Для этого были специально оборудованы рабочие комнаты, мастерские, лаборатории, кабинеты, теплицы не только с простыми, но и со сложными машинами, механизмами, установками. Педагогический коллектив работал над воспитанием у школьников способности стыдиться своей праздности, презрения к лени и нерадивости, а также над воспитание у школьников «чувства чести, порядочности, уважения к самому себе» [1, с.182]. 

Основную цель воспитания эмоций педагог видел в формировании радостного,  положительного отношения к жизни. Однако это не исключало, а, напротив, предполагало воспитание адекватных отрицательных эмо­циональных откликов на события, заслуживающие от­рицательного отношения. Педагог считал, что детей необходимо учить не только радоваться, но и печалиться, осуждать, возмущаться, ненавидеть. Ребенок должен уметь болеть чужими горестями, печалиться, негодовать, презирать, нов тоже время быть оптимистом, жизнерадостным. Это требует большого мастерства. Благодаря воле ребенок может по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в заранее спланированном направлении и с заранее предусмотренной силой. Усилием воли можно сдержать внешнее проявление эмоций или даже показать совершенно противоположные.

В.А. Сухомлинский был убежден, что без чувств и воли невозможен благородный поступок. Он выстроил систему нравственного воспитания для школьников, где главными были этические беседы, которые раскрывали нравственные ценности, нормы, вызывали моральные чувства – долга, отзывчивости, чуткости. Нравственное воспитание необходимо начинать с детства, чтобы к подростковому возрасту, дети видели результаты своего труда: плодовый сад на пустыре, колосья пшеницы на ранее неплодородной земле и т.п. В годы юношества воспитанники на основе моральных ценностей совершали бы благородные поступки, формировали правильные взгляды, позиции относительно цели и смысла жизни; долга и обязанностей; счастья и др. Воспитание у детей активного возмущения, негодования, презрения, отвращения ко злу «начинается со строгой непримиримости к лени, безделью, нерадивости, безделью, разгильдяйству» [1, с.155]. Так у школьников появляются в сознании мысли о долге и долженствовании, т.е. ребенок учится взаимоотношениям между старшими и младшими, между членами коллектива.

Воспитатель должен помочь ребенку увидеть эмоциональную окраску мира вокруг себя, только эти образы останутся с ним на всю жизнь. В Павлышской средней школе учили детей слушать музыку природы, воспевать красоту родного каря, приносить радость родителям, утверждая в сознании ребенка, что «любовь добывается и постигается напряжением сил духа» [2, с.147]. В понятие «человеческая любовь» вкладывали чувства верности, преданности, долга, не забывая о том, что эти чувства рождаются и воспитываются в труде, приносящем радость окружающим и самому себе. «Мы добиваемся того, чтобы труд большой общественной значимости начинался в раннем детстве и в течение ряда лет – в отрочестве и ранней юности – служил нравственному обогащению, составлял самую сущность движения по пути к гражданской зрелости» [2, с.156].

Вся педагогическая деятельности В.А. Сухомлинского была направлена на активизацию самопознания и самоутверждения ребенка. «Отрочество и ранняя юность – возраст интеллектуального, нравственного самоутверждения личности. В этом возрасте нормальное духовное развитие школьника зависит от того, насколько глубоко происходит его самоутверждение во всех сферах деятельности и отношений в коллективе – в интеллектуальной жизни, в труде, в формировании моральных убеждений. Подросток становится настоящим человеком лишь тогда, когда он научается пристально всматриваться не только в окружающий его мир, когда силы его души направлены на то, чтобы сделать себя лучше, совершеннее» [3, с.242].

В.А. Сухомлинский считал, что субъектность ребенка помогает ему пережить состояния счастья и горя, осознавать чувство собственного достоинства и долга перед другими людьми, перед коллективом, перед обществом, быть  ответственными за каждый свой поступок, за свое поведение. Педагоги должны быть искусными стратегами в тон­ком деле воспитания эмоций, учитывать индивидуальность каждого ученика, знать, чем он «дышит», пони­мать, кто нуждается в одобрении, а кому нужно пори­цание. Знать возрастные закономерности развития эмоций, основные потребности каждого возраста, условия развития каждого воспитанника.   При  оказании  помощи школьникам в самовоспитании эмоций  нужно постоянно помнить, что самовоспитание – осознанный процесс, что самовоспитание эмоций – часть более широкой задачи общего самовоспитания.

Основой самовоспитания ребенка является его «желание быть хорошим». Первоначально эта потребность – это не осознанное желание ребенка хорошо делать то, что от него требуют старшие, и, прежде всего, хорошо учиться, выполнять обязанности в школе и дома. По мере развития ребенка потребность «быть хорошим» усложняется и изменяется, включает в себя все больше качеств нравственного идеала, которые являются целью воспитания. В развитом виде – это потребность быть настоящим гражданином, в творческом труде выразить себя как личность, утверждать в общении с людьми свой нравственный идеал. Саморазвитие этой потребности определяется стремлением и возможностями ребенка к самовоспитанию, к активному развитию своих способностей и нравственных качеств. 

Способность ребенка быть воспитуемым – это создание у него позиции субъекта воспитания, активно воспринимающего нравственный идеал воспитателя. «Способность же эта – чуткость души, чуткость сердца воспитанника к тончайшему оттенку слова воспитателя, к его взгляду, к жесту, к улыбке, к задумчивости и молчаливости» [4, с.521].

В.А. Сухомлинский старался вызвать у ребенка оценку своих поступков, в которых отражается отношение к людям и к себе. Воспитание стимулировало внутреннюю работу ума и сердца. Главное значение имели не сами по себе условия развития субъекта, а его место в этих условиях, отношение к ним и характер деятельности в них. В основе воспитания лежала система воспитательных отношений, которые складывались в процессе взаимодействия педагогов и воспитанников, т.е. субъектов воспитания.
Отношениям учителя и ученика В.А. Сухомлинский придавал особую значимость, так как учитель, будучи членом ученических коллективов, вступает в определенные отношения с учащимися, являя пример общественных отношений; он формирует отношения в детском коллективе и управляет ими, и что самое важное – через отношения учитель воспитывает, обучает, формирует личность. И от того, каковы эти отношения, зависит во многом, каким выйдет человек из стен школы. Воспитать человека можно только человечностью – это убеждение педагога стал разделять весь педагогический коллектив в результате целенаправленной работы директора. Педагоги должны сформировать у воспитанников «тонкость переживаний явлений окружающего мира, развитую впечатлительность, эмоциональное реагирование на те или иные явления окружающей действительности» [5, с.334]  как высокий уровень развития эмоциональной сферы. 

Особое место в произведениях В.А. Сухомлинского отводится окружающей ребенка среде. У учащихся Павлышской школы среда постоянно расширялась и обогащалась. У каждого классного коллектива был свой уголок красоты: несколько кустов роз, виноградник, персиковая роща, маленькая дубрава и т.п. С помощью этой микросреды педагогический коллектив школы учил каждого ребенка «заботиться о живом и прекрасном, быть добрым и отзывчивым». Каждый школьник вкладывал свою душу в свое растение, дерево, кустарник; учился дорожить вещами, созданными другими людьми. Таким образом, среда не только побуждает к активной деятельности, но и учит любоваться красотой, оберегать созданное другими людьми, «чтобы человек упражнялся в ограничении своих желаний: не все, что хочется, можно делать» [7, с.576]. Поэтому педагогическим коллективом Павлышской школы была разработана школьно-семейная система воспитания, где раскрывали родительскую педагогику «…как труд, науку, мастерство и творчество» [6, с.574]. Ведь в семье закладываются основы чувствовать других людей, умение жить среди людей.

Дальнейшая работа продолжалась в школе. Учитель должен понимать, что объектов его труда является ребенок – «…тончайшие сферы духовной жизни формирующейся личности – ум, чувства, воля, убежденность, самосознание» [6, с.450]. Педагоги должны быть искусными стратегами в тон­ком деле воспитания эмоций, учитывать индивидуальность каждого ученика, знать, чем он «дышит», пони­кать, кто нуждается в одобрении, а кому нужно пори­цание. Знать возрастные закономерности развития эмоций, основные потребности каждого возраста, условия развития каждого воспитанника.

Педагоги должны доводить до сознания детей, начиная с младшего школьного возраста, притягательность, социальную значимость таких эмоционально насыщенных свойств, как отзывчивость, умение сопереживать, доброта, любовь к труду. Следует подчеркивать ценность и таких личностных качеств, как оптимизм, жизнерадостность, эмоциональная устойчивость. Нужно стремиться к осознанию детьми жизненной важности сдержанности, самообладания, которые непосредственно связаны с умением управлять своими эмоциями. Влияние педагогов на самовоспитание содержательных эмоциональных свойств означает, по сути, участие в формировании у детей внутренних моральных инстанций, т.е. является частью нравственного воспитания, нацеленного на воспитание всесторонне развитой личности.   

При  оказании  помощи школьникам в самовоспитании эмоций  нужно постоянно помнить, что самовоспитание – осознанный процесс, что самовоспитание эмоций – часть более широкой задачи общего самовоспитания.
В качестве основных нравственных чувств В.А. Сухомлинский выделяет чувство совести, чувство стыда, чувство ответственности и чувство долга. Совесть определяется им как «эмоциональный страж убеждений»; «чувство, помноженное на сознание правота», т.е. как нравственное чувство, возникающее на основе личного эмоционального отношения с позиций морали к различным явлениям окружающей действительности и регулирующее поведение человека. Совесть обусловливает развитие чувства стыда, долга, ответственности и взаимосвязана с ним. «Совесть, – писал ВА Сухомлинский, – это знание, многократно умноженное на переживание и чувствование; производным же от этого является стыд, ответственность, долг» [8, с.279].

Чувство долга, в свою очередь, обусловливает развитие совести, чувства ответственности и стыда. Чувство долга определялось В.А. Сухомлинским как осознание и переживание личностью своей ответственности перед Отечеством, обществом; как проявление совести, выражающееся в личном отношении к людям, предметам и явлениям окружающего мира и к самому себе; как высшее достижение единства моральных убеждений и деятельности; как результат значительного нравственного опыта и, в то же время как предпосылка его обогащения.

«Долженствование» (термин В.А. Сухомлинского) является важнейшим средоточием педагогических усилий и ключевой идеей нравственного воспитания. Подлинное мастерство воспитания, считал павлышский педагог, состоит в развитии у ребенка чувства долга таким образом, чтобы он сам отдавал себе приказы, творил добро людям бескорыстно, без расчета на похвалу и испытывал от этого радость, а также – в развитии совести ребенка, чтобы перед ней он испытывал неизмеримо большую ответственность, чем перед какими-либо внешними факторами. Все, что В.А Сухомлинский считал основополагающим в воспитании ребенка, – умение сочетать и подчинять личные интересы общественным, стремление к нравственному совершенствованию, – все это зависело от развития чувства долга.

Чувство ответственности человека перед обществом, другими людьми, а главное – перед собой, перед собственной совестью, трактовалось им в тесной связи и взаимообусловленности с чувством стыда. «Стыд – воздух, на котором держатся крылья человеческой ответственности. Чувствуя ответственность, человек боится казаться плохим, – писал В.А. Сухомлинский. – Переживая чувство стыда, человек делает шаг вперед на путь  своего нравственного развития» [8, с.283]. 

Развитие этих чувств способствует развитию других составляющих эмоциональной сферы личности: чувств патриотизма, гражданственности, сочувствия, сопереживания, сострадания, а также чувств чести, гордости, достоинства, самоуважения. 

Средствами воспитания чувств ребенка у В.А. Сухомлинского становятся природа родного края, достижения и история страны, великие люди, гражданственные поступки окружающих, общест­венная жизнь класса, школы.

Важными условиями воспитания личности школьника виделись В.А. Сухомлинскому как развитие тонкости, эмоциональности человеческой натуры, эмоциональной памяти.  Поэтому большое внимание уделялось педагогом окружающему миру, который обостряет способность к переживаниям, восприимчивость к добру, стремление прийти на помощь нуждающемуся, обусловливает отсутствие равнодушия к человеческому горю, страданиям. «Главное, чтобы у ребенка заболела душа, когда он увидит поврежденное деревцо, – писал В.А, Сухомлинский, – когда ребенок считает, что игрушечный автомобиль со сломанным колесиком страдает так же, как раненый птенец; это отзывчивость – основа доброты и поэтичности» [8, с.246].  

Обращал внимание В.А. Сухомлинский и на отрицательные качества детей, которые пагубно влияют на личность. К ним педагог относил инфантилизм, тщеславие, стремление к почестям, особому месту в коллективе, равнодушие, отсутствие идеалов, «лень души»; лень, безделие, небрежность в работе; ложь, подлость, лицемерие; корыстолюбие, стяжательство.

В числе мер преодоления и профилактики этих нравственных отклонений в произведениях В.А. Сухомлинского красной нитью проходят мысли о нравственно-ценной деятельности, направленной на творение добра для людей. В ней ребенок выражает себя как активную творческую личность. Эта деятельность стимулирует его мажорные нравственные чувства, радость творчества и др. 

В.А. Сухомлинский мастерски использовал жизнен­ные ситуации для воспитания у детей нравственных чувств. В его книгах мы находим примеры того, как он пробуждал у учеников сочувствие, учил оказывать по­мощь людям, остро нуждающимся в поддержке. Такова дружба его воспитанников с пасечником дедушкой Анд­реем, одиноким человеком, для которого приходы к не­му ребят были праздником, или забота класса о сестрах Нине и Саше, помощь им в учении и домашних делах. 

Итак, при воспитании эмоций надо стремиться к тому, чтобы школьники остро чувствовали радость бытия, были счастливы. Надо воспитывать у них радость от каждого прожитого дня и стойкость в преодолении трудностей, глубокий и действенный отклик на все, что заслуживает сочувствия или осуждения.

Педагоги должны быть искусными стратегами в тон­ком деле воспитания эмоций, учитывать индивидуальность каждого ученика, знать, чем он «дышит», пони­мать, кто нуждается в одобрении, а кому нужно пори­цание. Знать возрастные закономерности развития эмоций, основные потребности каждого возраста, условия развития каждого воспитанника, привносить в жизнь и деятельность школьников творческие нача­ла и эмоциональное обогащение воспитательного процесса. Важнейшей составляющей эмоционально-волевого воспитания является культура желаний.

Культура желаний – это «один из источников человечности, сердечности (т.е. гуманных чувств), внутренней самодисциплины» [9, с.92]. Она становится внутренним стимулом поведения человека – личность отвергает аморальные желания, являющиеся мотивами ее поведения. Формирование культуры желаний, самоограничения, чувствования понятий «можно», «нельзя», «надо» – одна из практических целей развития нравственных чувств, инициирующих волевой акт личности по выбору нравственно-ценностных поступков и поведения. В процессе педагогического взаимодействия индивидуальный подход к развитию чувств и воли личности воспитанника реализуется как двусторонний процесс, ценностный для ребенка и педагога, ориентированный на оптимальное развитие личности как индивидуальности. 

По убеждению В.А. Сухомлинского, развитие личности как индивидуальности немыслимо без развития эмоционально-волевой культуры как внутреннего регулятора и мотивов ее поведения. Поскольку развитие эмоционально-волевой культуры – процесс внутренний, индивидуально-личностный, то огромное значение для его эффективности приобретает самостоятельная активность личности. Поэтому вопросы самовоспитания личности занимали одно из центральных мест в педагогической системе В.А. Сухомлинского. Павлышский педагог-новатор неоднократно подчеркивал, что только «воспитание, побуждающее к самовоспитанию, и есть настоящее воспитанием» [3, c.244].

И в современном воспитании актуальны слова В.А. Сухомлинского «в процессе воспитания человеческой личности принимают участие многие силы и среди них, во-первых, семья…; во-вторых, личность педагога со всеми его духовными богатствами и ценностями...; в-третьих, коллектив (детский, подростковый, юношеский)...; в-четвертых, сама личность воспитанника (самовоспитание); в-пятых, духовная жизнь воспитанника....; в-шестых, совершенно непредвиденные ваятели … [6, с.568].

Можно утверждать, что разработанные в.А. Сухомлинским эмоционально-волевые факторы развития школьника как субъекта воспитания представляют собой в настоящее время большой научный и практический интерес и должны систематически изучаться, творчески развиваться и использоваться в системе воспитания в современной школе. 

Библиографический список
1. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа: В 5-ти т. К.: Радянська школа, 1979. Т.4.
2. Сухомлинский В.А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности: Избранные произведения: В 5-ти т. К.: Радянська школа, 1979. Т.1.
3. Сухомлинский В.А. Воспитание и самовоспитание: В 5-ти т. К.: Радянська школа, 1979. Т.5.
4. Сухомлинский В.А. Видеть себя: В 5-ти т. К.: Радянська школа, 1979. Т.5.
5. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника: Избранные произведения: В 5-ти т. К.: Радянська школа, 1979. Т.1.
6. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю: Избранные произведения: В 5-ти т. К.: Радянська школа, 1979. Т.2.
7. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы: В 5-ти т. К.: Радянська школа, 1979. Т.5.
8. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: Избранные произведения: В 5-ти т. К.: Радянська школа, 1979. Т.2.
9. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям: Избранные произведения: В 5-ти т. К.: Радянська школа, 1979. Т.3.