Y
Он-лайн центр информационной
поддержки родителей

Детей травмируют не оценки, а реакция родителей на них

25.01.2019

Детей травмируют не оценки, а реакция родителей на нихКак детей калечат мнимые престижные школы и почему важно формировать у ребенка философское отношение к оценкам, рассказывает психолог Людмила Петрановская.

Будьте очень критичны ко всему, что касается оценок, рейтингов и успеха в школе. 

Так называемые «крутые» школы травмируют многих детей не только психологически, но и на физическом уровне – у школьников в буквальном смысле ухудшается здоровье.

Я видела детей, которые в результате такого обучения получали всевозможные кожные болезни, экземы.

Держитесь подальше от школ, в которых нагнетается ситуация истерики вокруг оценок. Они не стоят того, чтобы калечить ребенка.

Школа может искусственно стать престижной

Процесс обучения должен доставлять удовольствие, а не быть источником постоянного стресса, унижения или страха, что тебя исключат.

В последнее время я встречаюсь с интересной тенденцией, когда учебное заведение искусственно становится престижным. Такие школы для одаренных детей работают по очень простому принципу: объявляют себя престижным учебным заведением с конкурсом 20 человек на место, отбирают самых способных, тех, кто хочет учиться. Если ребенок не справляется с программой, дают понять, что ему тут не место!

Травмируют не оценки, а ваше отношение к ним

Важно, чтобы родители и дети философски относились к школьным оценкам. Они могут быть полезны только тогда, когда между педагогом и учеником есть ясная договоренность, что пятерка или тройка – это просто отслеживание его продвижения. В этом случае оценки не травмируют детей.

Если же на эти цифры на бумаге накручивать дополнительные смыслы, например, «ты плохой», «ты меня разочаровал», «позор семьи», то тогда и пятерка с минусом, и «звездочка», и «солнышко» могут травмировать. 

Если ребенок сильно переживает из-за оценок

Обычно излишне расстраиваются и переживают из-за оценок тревожные дети, и чаще всего это не единственное проявление их тревожности и перфекционизма. По мере приближения к подростковому возрасту такая преувеличенная реакция может принимать довольно серьезные формы, вплоть до психологических расстройств.

Успокойте ребенка, объясните, что ничего страшного в плохой оценке нет. Убедитесь, что давление идет не из школы, что там не нагнетают сверх меры обстановку вокруг оценок.

Если в учебном заведении все обстоит благополучно, а ваши разговоры не помогают и ребенок все равно сильно переживает и расстраивается, то я бы посоветовала обратиться к психологу. 

Каждый учитель считает, что его предмет главный

Все в жизни имеет свою цену. Что значит стать отличником? Это значит тратить на каждый предмет много времени. Поскольку ресурсы ребенка не безграничны, он будет отрывать время от чего-то еще, например, сна, прогулок, общения.

Если все это ради предмета, с которым старшеклассник готов связать свою будущую профессию, то на него не жалко ни времени, ни сил. Но если речь идет о дисциплине, которой он точно не собирается заниматься в дальнейшем, можно прагматично решить: «Меня устраивает четверка».

Конечно, каждый учитель считает, что его предмет главный. Стоит проговорить этот момент с ребенком. Тогда ему будет проще смириться с более низкими оценками по каким-то предметам.

Далее