Y
Он-лайн центр информационной
поддержки родителей

Сотрудничество семьи и школы в обучении детей.

02.05.2018

Сотрудничество семьи и школы в обучении детей. Анализ вопросов,

наиболее часто поступающих от родителей

на «горячую линию», за период с 23 по 30 апреля 2018 года.

 

Трудно переоценить роль сотрудничества семьи и школы в воспитании и обучении детей. Однако педагогическое сотрудничество родителей и школы остается слабо согласованным. Проблемы сотрудничества семьи и школы усугублены особенностями современной жизни людей. Меняется структура семьи. Часто в ней нет представителей старших поколений – бабушек и дедушек, которые ранее брали на себя обязанности воспитания внуков. Воспитательный потенциал семьи снизился из-за нестабильности браков, роста неполных семей, участившегося появления матерей-подростков и др. Все эти и многие другие факторы отрицательно сказываются на сотрудничестве школы и семьи. О чем свидетельствует большинство вопросов «горячей линии».

Я мама троих детей. Старшая дочь учится в 7 классе. В 2017 году мы поменяли место жительства, а в 2018 году мой средний ребенок идет в первый класс. Но ребёнка не берут в школу, где учится старшая дочь, ссылаясь на то, что у нас изменилась прописка. Более того, на мою просьбу о переводе старшей дочери в школу по новому адресу прописки директор отвечает отказом из-за переполненных 7 классов. Законно ли это и что делать в нашем случае?

Закон «Об образовании» № 273-ФЗ (в ред. от 21.07.2014), который гласит: «в соответствии с госстандартами РФ каждому ребёнку гарантируются общедоступность и бесплатность школьного образования (ст. 5 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ)». Согласно закону только два фактора могут препятствовать записи ребёнка в школу: возраст младше 6,5 лет и место жительства, не совпадающее с территориальным расположением школы. Всех детей, которые живут в районе, территориально относящемся к данной школе, и которым 1 сентября будет больше 6 лет 6 месяцев, обязаны взять в первый класс.

Уважаемый родитель, вы должны своевременно подать заявление. Обычно с 1 февраля до 30 июня идёт приём заявлений по территориальному признаку, а с 1 июля — заявлений от родителей детей из других районов.

Запомните: единственной причиной отказа может быть то, что вы территориально не прикреплены к этой школе. Если школа находится в вашем районе, директор обязан пересмотреть состав классов таким образом, чтобы найти место для вашего ребёнка. В крайнем случае (если все классы действительно наполнены до предела) администрация обязана выдать официальный документ о невозможности приёма вашего ребенка в данное образовательное учреждение.

Внимание: Закона о принятии детей из одной семьи в одно учебное заведение нет. В этом случае необходимо либо договариваться с дирекцией школы, либо переводить старшего ребенка в школу по месту фактической прописки.

Моего ребенка не берут в специализированную школу. Законно ли это?

Лицеи, гимназии, школы с углублённым изучением предметов, а также реализующие особые программы в области физической культуры и спорта, искусств и т. д. имеют право организовать индивидуальный отбор при приёме либо переводе ребёнка из другой школы. Обычно в таких учебных заведениях есть вступительные экзамены и собеседования, по результатам которых администрация может принять либо не принять школьника. Что делать, если вам отказали в приёме в школу? директор обязан составить и подписать письменный отказ с обоснованием причин в двух экземплярах (один школе, один вам). С этим документом следует обратиться в орган территориального управления образованием, где вам подскажут, в каких школах есть место для вашего ребёнка. Если вы стали свидетелем незаконного собеседования или тестирования при приёме в школу, вы имеете право заснять происходящее на видео или записать на диктофон и предоставить материалы в то же орган образования. Практика показывает, что администрация школ очень неохотно даёт официальные отказы и, заслышав о необходимости бумаги, решает всё же принять школьника.


Может ли психологическое тестирование или собеседование быть конкурсом на место в классе?

Психологическое тестирование и собеседование ни в коем случае не может быть конкурсом на место в классе. Эти мероприятия призваны лишь продемонстрировать родителям и учителю, на какие сильные и слабые стороны ребенка стоит обратить внимание, а также скорректировать школьную программу с учётом уровня знаний будущих первоклассников. Кроме того, по закону поступающие в первый класс дети не обязаны уметь читать, считать и писать (хотя это, конечно, поможет ребёнку быстрее усвоить программу.

Внимание: родителям тестируемого ребенка важно лично присутствовать на тестировании или собеседовании, чтобы избежать стресса у ребёнка и объективно оценить ситуацию.

Можно ли в высшем учебном заведении для детей из многодетных семей в качестве льготы рассматривать преимущество перевода на бюджетную основу, если результаты учебной деятельности являются положительными?

Данный вид льготной основы не регулируется никаким законом, но имеет место быть в документации ВУЗа.

 

Можно ли подать апелляцию по результатам итогового сочинения?

Апелляция результатам итогового сочинения не предусмотрена. Есть два дополнительных срока для пересдачи сочинения, если получен неудовлетворительный результат. Также в целях предотвращения конфликта интересов и обеспечения объективного оценивания итогового сочинения (изложения) обучающимся при получении повторного неудовлетворительного результата («незачет») за итоговое сочинение (изложение) предоставляется право подать в письменной форме заявление на проверку сданного ими итогового сочинения (изложения) комиссией другой образовательной организации или комиссией, сформированной ОИВ на региональном или муниципальном уровне.

Порядок подачи такого заявления и организации повторной проверки итогового сочинения (изложения) указанной категории обучающихся определяет ОИВ.