Y
Он-лайн центр информационной
поддержки родителей

Начало нового учебного года и устройство детей в образовательные организации

16.04.2018
Начало нового учебного года и устройство детей в образовательные организацииЕженедельный анализ вопросов, поступающих на «горячую линию» по наиболее социально значимым темам за период с 9 по 15 апреля, показывает, что, несмотря на то, что текущий учебный год подходит к концу, родителей уже волнуют вопросы, связанные с началом нового учебного года и устройством детей в образовательные организации. 
Поступление в школу – серьезное жизненное испытание не только для маленького первоклассника, но и для его родителей. Зачисление в первый класс, это событие кардинально меняет жизнь не только ребенка, но и всей семьи в целом. Что касается самих первоклассников, то, несомненно, каждый из них в той или иной степени тревожится перед этим новым этапом в своей жизни, и в том, как ребенок адаптируется к школьному процессу огромное значение, имеет не только сама школа и первый учитель, но и родители ребенка. Те родители, которые хоть раз отправляли своего ребенка «первый раз в первый класс» точно знают, какое это сложное испытание для всей семьи. Те, кто впервые собираются привести своего ребенка в школу в наступающем учебном году, испытывают не только радость и приятное волнение, но и тревогу. Об этом свидетельствуют вопросы родителей первоклассников.

В этом году ребенок идет в первый класс. Как правильно выбрать школу и на что следует обратить внимание при подготовке ребенка к школе? 
 
Дорогие родители, напоминаем, что выбор школы, прежде всего, зависит от поставленных вами целей и задач, и способностей вашего ребенка. Можно отдать ребенка в общеобразовательную школу, гимназию или частный лицей. В любом случае, что бы вы ни выбрали, хорошо, если школа будет располагаться недалеко от дома — это удобно не только для ребенка-первоклассника, но и для всей семьи.
Если вас интересует содержательная сторона учебного процесса, то лучше всего поговорить на эту тему с руководством школы, для получения ответов на вопросы о программах и учебных комплектах, действующих в школе. Не лишним будет побеседовать с руководством школы и о здоровье, усидчивости и индивидуальных особенностях вашего ребенка. 
Что касается вопроса, на что следует обратить внимание при подготовке ребенка к школе то здесь, прежде всего, следует оценить умение будущего школьника общаться со сверстниками, ведь ему придется не просто учиться в коллективе, но и взаимодействовать с ним. Важно, чтобы у ребенка было сформировано чувство ответственности перед обществом - семьей, классом. Кроме того, будущий первоклассник должен владеть навыками самообслуживания: умываться, переодеваться и обуваться без посторонней помощи, содержать в порядке свои вещи.

Ребенка не берут в первый класс, объясняя тем, что он не прошёл собеседование. Законно ли это? 

Дорогие родители, помните, что ваше главное оружие — закон «Об образовании» № 273-ФЗ (в ред. от 21.07.2014), который гласит: «в соответствии с госстандартами РФ каждому ребёнку гарантируются общедоступность и бесплатность школьного образования (ст. 5 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ)». Согласно закону только два фактора могут препятствовать записи ребёнка в школу: возраст младше 6,5 лет и место жительства, не совпадающее с территориальным расположением школы. Всех детей, которые живут в районе, территориально относящемся к данной школе, и которым 1 сентября будет больше 6 лет 6 месяцев, обязаны взять в первый класс.
          Происходящие в последнее время существенные изменения в сфере образования Российской Федерации связаны с новым отношением к инвалидам и детям с ОВЗ. Интеграционные процессы все полнее охватывают различные категории детей с отклонениями в развитии. Обновляется категориальный аппарат в соответствии с международной практикой и тенденцией гуманистического подхода, изменяются концептуальные и правовые основы специального образования. Появляется и активно развивается, наряду с интеграцией, инклюзивное образование. Одной из задач ФГОС является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка независимо от социального статуса, психофизиологических и личностных особенностей. Но не смотря на большую просветительскую работу Министерства образования и науки РФ, среди участников образовательного процесса все еще сохраняется высокая актуальность темы развития инклюзивного образования, которая, судя по характеру вопросов, можно разделить на следующие основные подтемы:
  • нехватку квалифицированных специалистов, готовых к работе с детьми с ОВЗ;
  • отсутствие материальной базы и инфраструктуры для обучения детей с ОВЗ;
  • психологическая неготовность общества (родителей и детей) к совместному обучению обычных детей и детей с ОВЗ.


Ребенка-инвалида не берут в общеобразовательную школу. Что делать?

Порядок приема граждан для получения начального общего, основного общего и среднего общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014 г. N 32.
В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только в трех случаях:
  • если в школе уже нет свободных мест;
  • если школа предусматривает углубленное изучение отдельных предметов или профильное обучение, и потенциальный ученик не прошел индивидуальный отбор;
  • если в школе реализуется дополнительная предпрофессиональная образовательная программа в области физической культуры и спорта, или среднее профессиональное образование в области искусств.

Если мест в школе действительно не осталось и вам отказывают по этой причине, родители могут обратиться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования (или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования). Это может быть: районный Отдел образования, Департамент или Министерство образования конкретного субъекта РФ. Если же вам отказывают по другой причине или вовсе без объяснения причины, необходимо обратиться в вышестоящий орган. При отказе там – в Рособрнадзор.

Ребенок - инвалид. В этом году мы должны идти в первый класс. Как выбрать школу и как должно быть организовано обучение детей с ограниченными возможностями здоровья?

Обучающегося с ограниченными возможностями Закон определяет следующим образом:
  • лицо, имеющее недостатки в физическом/психологическом развитии;
  • лицо, имеющие ограниченные возможности здоровья, подтвержденные ПМПК;
  • лицо, нуждается в создании специальных условий при обучении.

Лица с ОВЗ могут быть - дети-инвалиды, дети с отклонениями в поведении, дети с задержкой психического развития и т.д. Чтобы обучающийся с ОВЗ мог полноценно обучаться в образовательных организациях,  применяется принцип инклюзивного образования. Это означает, что особым детям должен быть обеспечен равный доступ к образованию с учетом различных потребностей и индивидуальных возможностей.
Прием лиц с ОВЗ в школу проходит в соответствии с общим порядком поступления ребенка в школу. Здесь стоит отметить, что результаты медицинского обследования перед поступлением в школу и результаты обследования ПМПК не должны содержать в заключении противопоказаний к поступлению в массовую школу. Поэтому, если нет противопоказаний, то ребенку с ОВЗ не могут отказать в поступлении в школу. 

Допустимо ли совместное обучение детей с разными стартовыми возможностями, в том числе и с детьми с ОВЗ? На чем строятся основные принципы инклюзии? 
 
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Родителям, воспитывающим детей с ОВЗ, нужно знать, что совместное обучение дошкольников с разными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательном учреждении созданы специальные условия для воспитания и обучения.
Существует восемь основных принципов инклюзивного образования:
  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  4. Все люди нуждаются друг в друге.
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.


Как быть, если сроки проведения Всероссийских проверочных работ для 4 - 5 классов совпадают с каникулами в школе?

Поскольку школа самостоятельно принимает решение об участие в ВПР, то она имеет право отказаться от участия в данном мероприятии, если сроки проведения ВПР совпадают с каникулами в школе.