Y
Он-лайн центр информационной
поддержки родителей

Межпоколенная трансмиссия в семье

21.08.2019

Статья о том, как важно поддерживать связь между поколениями.

            Сегодня процесс передачи опыта в семье проходит сложными, зигзагообразными путями. Проблему трансформации межпоколенческих связей анализирует Т.Д. Марцинковская, доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией психологии подростка Психологического института РАО, ведущий научный сотрудник Центра социализации, воспитания и неформального образования ФИРО.

Проблема межпоколенной трансмиссии (т.е. передачи опыта) актуализируется в настоящее время следующими фактами: кардинальными трансформациями социального пространства; усилением социальной неопределенности; увеличением продолжительности процесса социализации, активизацией ресоциализации и текучей социализации; расширением информационного пространства и усилением его роли, что частично заменяет межпоколенные связи.

Серьезной проблемой является отсутствие фундаментальных психологических исследований и даже четкого определения, как самого понятия «поколение», так и факторов и механизмов межпоколенной трансмиссии. Положительным моментом является наличие междисциплинарных исследований (социологических, экономических, культурологических, психологических), что доказывает продуктивность использования современной методологии постмодерна для анализа данного феномена.

В содержании психологических работ можно выделить, по крайней мере, три аспекта и направления в исследовании проблемы поколения: возрастно-психологический, социально-психологический, личностно-ориентированный. Мне представляется, что в настоящее время возрастно-психологический аспект проблемы в определенной степени исчерпал себя. Не отказываясь совершенно от возрастных границ в определении поколения, необходимо признать, что это понятие не отражает полностью современную ситуацию, так как временные границы поколений изменяются. Традиционные возрастные группы (дети, родители, дедушки и бабушки) не являются абсолютными. В связи с серьезными трансформациями и текучестью норм возрастной разрыв между поколениями уменьшается, и в этом смысле можно говорить о младших и старших подростках как о двух поколениях, точно так же можно говорить о дошкольниках и младших школьниках.

При этом социальные, экологические, культурные и этнические факторы оказывают все большее влияние на процесс образования новых поколений и изменения временных границ между возрастными когортами. Доказательством того, что для характеристики поколения (и отграничения одного поколения от другого) служат именно смысловые и ценностные параметры, можно привести, например, имеющие сегодня хождение определения: потерянное поколение (Гертруда Стайн), молчаливое поколение, поколение Pepsi, поколение Х (компьютерное), поколение Y и Z (Интернет- поколение).

Представляется, что в качестве рабочего можно использовать определение поколения как одной из форм неструктурированной большой группы, объединяющей людей с общими социальными представлениями, ценностными ориентациями и отношением к миру. Поэтому наиболее значимые исследования и результаты, по моему мнению, связаны с социально-психологическими и личностно-ориентированными подходами к проблеме поколения.

С точки зрения и теории, и практики основной проблемой является изучение межпоколенной трансмиссии. Особенно важным этот вопрос представляется в связи с тем, что известные варианты трансмиссии, описанные Маргарет Мид, в настоящее время не полностью отражают специфику взаимодействия и обмена информацией представителей разных поколений. Прежде всего, процесс передачи опыта проходит сложными, зигзагообразными путями – не только вниз или вверх (постфигуративные и префигуративные) или по горизонтали (конфигуративные). Проблема в том, что в мегаполисах и на периферии (например, в малых городах и поселках) межпоколенная трансмиссия существенно отличается как по содержанию, так и по формам. Модно говорить о том, что в больших городах процессы обмена опытом, перехода от одной формы трансмиссии к другой существенно ускорены по сравнению с более традиционными малыми городами, особенно в этнически гомогенных областях.

Огромное значение для межпоколенных связей и обмена опытом имеет и информационное пространство, в которое погружены разные члены семьи. Например, полученные в наших исследованиях данные показывают, что подростки не доверяют телевизионной информации и многим сообщениям и советам старших, не совпадающим с содержанием информации из Интернета. При этом чем моложе люди, чем больше влияния на их поступки оказывает Интернет, а чем старше – тем большее воздействие оказывает телевидение. Поэтому нарушение межпоколенной трансмиссии происходит и из-за несовпадения информационных предпочтений.

Трансформации межпоколенных взаимодействий в настоящее время происходят и по вертикали, и по горизонтали, и по глубине, и по времени. Контакты становятся все более беглыми и поверхностными. Эти изменения уже более десяти лет назад отмечали в своих работах З. Бауман и М. Грановеттер, говоря о том, что наше время – это время «слабых связей» между людьми даже в одной семье. Проблема межпоколенных взаимодействий заключается и в неадекватности как жесткой, так и слишком мягкой трансляции, а также в такой форме трансляции норм и ценностей (особенно доминирующей в большинстве культур), при которой транслируются в основном отрицательные эталоны (так нельзя, это плохо), а не положительные.

Можно предположить, что в настоящее время одной из форм структурирования поколенного сообщества и одним из способов межпоколенной трансмиссии является обмен не изолированными ценностями и социальными представлениями, а субкультурами. Субкультура в данном случае с психологической точки зрения может рассматриваться как способ обретения идентичности поколения и как социализация в выбранной группе. Внутреннее смысловое поле создает эмоциональную пассионарность, отгораживающую уже во внешнем плане одну субкультуру (поколенческую группу) от других.

            С этой точки зрения перспективными направлениями исследования представляются изучение особенностей вертикальных и горизонтальных взаимодействий между людьми разного возраста, а также анализ форм и механизмов меж - поколенной трансмиссии.