Он-лайн центр информационной
поддержки родителей

Завершилась серия семинаров-совещаний Языки народов России

Август 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
04.07.2022
РЯ Итоговая резолюция 2022.png


В 2022 году в рамках проекта Минпросвещения России «Проведение серии мероприятий «Языки народов России в системе общего образования Российской Федерации» общероссийская общественная организация «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» провела 12 семинаров-совещаний в Северо-Западном и Центральном федеральных округах.

 

Мероприятия прошли в Тамбовской области, Воронежской области, Калужской области, Брянской области, Курской области, Орловской области, Республике Коми, Республике Карелия, Ненецком автономном округе, Архангельской области и Ленинградской области. Мероприятия проекта начались 17 марта 2022 года в г. Тамбове, а финальный  межрегиональный семинар-совещание Северо-Западного федерального округа состоялся 6-7 июня 2022 года на площадке Ленинградской области. Проект в течение 2020-2022 гг. охватил все федеральные округа России.

В ходе общественно-научной методической дискуссии был выявлен ряд позитивных тенденций в организации преподавания родных языков, включая русский родной язык. Среди приоритетов региональных систем образования - обеспечение готовности педагогических работников к осуществлению образовательной деятельности с учетом этнокультурной составляющей, профессиональный рост учителя родного языка и родной литературы нового типа, соответствующего требованиям глобального информационного общества, знающего культурные и языковые особенности народов, ориентиры на создание единой инновационной информационно-образовательной среды профессионального развития работников образования.

В большинстве регионов организована работа постоянно действующих научно-методических семинаров, педагогических мастерских, мастер-классы для педагогов, региональные инновационные площадки.

Нормативно-правовое обеспечение национальных языков развивается в различных регионах в разной степени. Специальные региональные программы приняты в трёх регионах – Ненецком автономном округе, Республике Карелия, Республике Коми. К сожалению, специальные программные документы по языковой политике отсутствуют в подавляющем большинстве регионов ЦФО и СЗФО.

В ряде регионов функционируют специально созданные для методической поддержки преподавания языков народов Российской Федерации научно-педагогические организации. Например, в ГОУ ДПО «Коми республиканский институт развития образования» работает Лаборатория национальных проблем дошкольного образования и лаборатория развития этнокультурного образования, наряду с этим действуют республиканский экспертный совет и республиканское методическое объединение. Во многих регионах работают методические объединения учителей, региональные отделения Ассоциации учителей литературы и русского языка (АССУЛ).  

            В отдельных регионах имеет место активная и плодотворная работа общественных организаций, таких, как Карельская региональная общественная организация «Лига прибалийско-финских народов», Общество вепсской культуры, Межрегиональное общественное движение «Коми войтыр». К сожалению, таких общественных организаций очень немного. Они полностью отсутствуют в теме родного (русского) языка.

    В регионах проведения семинаров-совещаний 2022 года значительную роль играет лигво-культурологическая составляющая, изучение традиций и обычаев русского и других народов на уроках родного языка и родной литературы, обращение к устному народному творчеству, истории семьи и рода.

  Значительную роль играет краеведческая составляющая, с помощью которой формируется уважение к своей культуре, своему языку.

Одним из важнейших условий формирования познавательного интереса к родному языку в регионах проведения семинаров-совещаний 2022 года является музейная педагогика, охватывающая все возрастные группы и уровни образования. Музейная педагогика направлена на воспитание любви к родному краю, формирование национального самосознания, идентичности, развитие детско-взрослой совместной деятельности.

 

Важную роль в повышении мотивации к изучению родных языков играют творческие конкурсы и олимпиады. Участие во всероссийских конкурсах: Конкурс методических разработок учителей родных, включая русский, языков, Всероссийском конкурсе на лучшее сочинение о своей культуре на русском языке и лучшее описание русской культуры на родном языке, а также комплексе мероприятий, проведённых в 2021 году Национальной родительской ассоциацией совместно с Федеральным институтом родных языков.

 

Следует отметить инновационные проекты и программы продвижения родных языков в сеть Интернет и медиа-пространство в целом. Можно сделать вывод о том, что, несмотря на наличие отдельных интересных наработок в сфере информатизации родного языка, опыт трансляции через медиа-пространство, создание информационных продуктов и использование информационных технологий в преподавании родных языков находится на крайне низком уровне. Опыт в части работы со взрослыми по родным языкам в регионах проведения семинаров 2022 года отсутствует.

 

По итогам проведения в 2020-2022 гг. серии семинаров-совещаний «Языки народов России в системе общего образования Российской Федерации» подготовлен ряд научных и научно-популярных статей, в том числе, принятых к публикации в журналах, включённых в списки ВАК, 3 видеосюжета, 3 сборника успешных региональных практик.  Со всеми материалами по итогам серии мероприятий, включая анализ оценки состояния и характера развития преподавания языков в разрезе федеральных округов, можно познакомиться на сайте Национальной родительской ассоциации www.nra-russia.ru