Он-лайн центр информационной
поддержки родителей

Языки народов России: инновации и позитивные тенденции

Сентябрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
14.09.2021

RYA 1.JPGВ 2021 году в рамках проекта Минпросвещения России «Проведение серии мероприятий «Языки народов России в системе общего образования Российской Федерации» общероссийская общественная организация «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» провела 20 семинаров-совещаний в Северо-Кавказском, Южном и Приволжском федеральных округах.

В ходе дискуссий был выявлен ряд позитивных тенденций в организации преподавания родных языков. В большинстве регионов организована работа постоянно действующих научно-методических семинаров, педагогических мастерских, мастер-классы для педагогов, региональные инновационные площадки.

Следует отметить инновационные проекты и программы продвижения родных языков в сеть Интернет, особо активно развивающиеся в Республике Башкортостан, Республике Татарстан, Республике Марий Эл, Кабардино-Балкарской Республике, проект «Аудиокниги на родных языках» в Дагестане. Интересен опыт проведения языковых лагерей удмуртского языка «Яратоно Удмурт Кыл» («Любимый удмуртский язык»), проекта «Песни Победы на языках Северного Кавказа» Ставропольским государственным педагогическим институтом.

Признанным на российском и международном уровне является опыт полилингвальной модели поликультурного языкового образования, реализуемый в Республике Северная Осетия-Алания под научным руководством Кафедры ЮНЕСКО Северо-Осетинского государственного педагогического института (зав. кафедрой проф. Т. Т. Камболов).

В регионах проведения семинаров-совещаний 2021 года значительную роль играет лигво-культурологическая составляющая, изучение традиций и обычаев адыгского, чувашского, марийского, кабардинского, черкесского, калмыцкого и других народов на уроках родного языка и родной литературы, обращение к эпосу, устному народному творчеству, истории семьи и рода. Примером такой работы является линия учебных пособий по школьному учебному курсу «История и культура народов Марий Эл», разработанная и внедрённая во всех параллелях среднего звена Республики Марий Эл.

В ряде регионов функционируют специально созданные для методической поддержки преподавания языков народов Российской Федерации научно-педагогические организации.

            В отдельных регионах имеет место активная и плодотворная работа общественных организаций, таких, как Международный союз общественных объединений «Всемирный курултай (конгресс) башкир», Международная Черкесская Ассоциация, Фонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи «Эльбрусоид», Межрегиональная общественная организация мордовского (мокшанского и эрзянского) народа, Международный союз сказкотерапевтов.

Наиболее комплексно и системно организована работа по преподаванию языков народов Российской Федерации в Республике Татарстан, где реализуются три государственные программы.

Интересен опыт в части работы с родными языками со взрослыми. Так, в Республике Калмыкия используется «Учебник калмыцкого языка для взрослых, не владеющих калмыцким языком», в Татарстане - информационная образовательная система дистанционного обучения татарскому языку «Ана теле».

Проект «Проведение серии семинаров-совещаний «Языки народов России в системе общего образования Российской Федерации» будет продолжен в 2022 году – в Центральном и Северо-Западном федеральных округах.

Итоговая резолюция, сборник статей и другие материалы размещены на сайте Национальной родительской ассоциации nra-russia.ru