Он-лайн центр информационной
поддержки родителей

В Москве обсудили семейный бюджет

Декабрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
5 8
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
28.09.2018

В Москве обсудили семейный бюджет

            Всероссийский Форум «Семейный бюджет - основа благополучия России» прошел 27 сентября 2018 года в Общественной Палате Российской Федерации .

            Организаторами   выступили Национальная родительская ассоциация (НРА) и Министерство просвещения Российской Федерации при поддержке Комиссии по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Общественной палаты России.

            Мероприятие собрало на единой площадке представителей Министерства финансов Российской Федерации, организаторов проектов по финансовой грамотности, педагогов, представителей общественных организаций и родительской общественности, специалистов по воспитанию, дополнительному образованию, родительскому просвещению из регионов РФ.

            Открыл пленарное заседание Ответственный секретарь Координационного совета НРА Алексей Гусев выступлением о результатах всероссийского опроса «О потребностях родителей в информационной и консультационной поддержке по вопросам экономической культуры и финансовой грамотности».   Директор по развитию Национальной родительской ассоциации Марианна Шевченко представила информационные   продукты: памятки, буклеты и плакаты, которые помогут в работе по повышению финансовой грамотности семей с детьми. Скачать их можно по ссылке. Собравшиеся поговорили и об информационной поддержке будущих родителей и семей с детьми до 3 лет, персональном финансовом планировании, формировании корректного отношения детей к деньгам в условиях новых экономических реалий.

Для участников Форума прошли «круглые столы»: «Новый человек родился! Пути и способы снижения издержек семей с новорожденными» и «Школьное питание. Кормить рублем или граммами? Эффективные подходы к организации школьного питания, ресурсы для экономии, роль и сила родительского контроля».

На мастер – классах все желающие учились измерять личную финансовую эффективность, создавать активы, которые могут приносить пассивный доход, не зависящий от ежедневной деятельности и формировать финансовый резерв (подушку).

           По итогам работы Форума принят проект резолюции, включающий в себя рекомендации по развитию родительского просвещения в вопросах финансовой грамотности семьи.

Внести свои предложения в данный документ может любой желающий, отправив до 27 октября письмо по адресу info@nra-russia.ru.


                                                                                                                                 Проект

Резолюция Всероссийского Форума «Семейный бюджет – основа благополучия России»

27 сентября 2018 года                                                                                           г. Москва

            Мы, участники Всероссийского Форума «Семейный бюджет – основа благополучия России» представители родительской общественности, педагогического сообщества, бизнес-структур, неравнодушные к вопросам совершенствования финансовой грамотности семей, воспитывающих детей, и повышения уровня экономической культуры граждан Российской Федерации, по итогам проведённых обсуждений КОНСТАТИРУЕМ:

Родительское просвещение является одним из наиболее востребованных и активно развивающихся направлений современного образования. Развиваются различные формы, программы и центры родительского просвещения. Однако, их развитие имеет ряд очевидных «перекосов». Крайне незначительное развитие пока имеют такие направления, как работа с родителями подростков, в том числе по профориентации, тематика правового, экономического просвещения родителей.

Актуальность экономического просвещения населения, повышения финансовой грамотности детей и взрослых неоднократно озвучивалась на уровне государства. Одним из эффективных путей формирования и развития финансовой грамотности населения является проведение совместных просветительских мероприятий для детей и родителей на базе общеобразовательных организаций, в диалоге семьи и школы.

В России финансовая грамотность находится на низком уровне. Лишь небольшая часть граждан качественно и самостоятельно ориентируется в услугах и продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, обладает соответствующими компетенциями.

По данным опроса, проведённого Национальной родительской ассоциацией летом 2018 г., у 20 % респондентов негативная самооценка как финансово грамотного человека. При этом средний процент высокой самооценки составляет порядка 6 %.

Низкая финансовая грамотность не только мешает развиваться легальному бизнесу, но и стимулирует нелегальный. Неграмотные потребители с лёгкостью становятся жертвами мошенников, чем невольно способствуют росту финансовых пирамид. С одной стороны, информационные технологии открыли доступ к финансовым продуктам и услугам широким слоям населения, с дру­гой стороны - лёгкость доступа к финан­совому рынку для неподготовленного потребителя приводит к дезориентации в вопросах собственной ответственности за принятие решений. Это, в свою оче­редь, приводит к непосильной кредитной нагрузке, жизни не по средствам. Кроме того, отсутствие понимания важности финансового планирования с помощью накопительных, страховых, пенсионных программ может создавать дополнитель­ные проблемы у населения.

Важной проблемой низкого уровня финансовой грамотности является непринятие населением этой проблемы. Такая реакция людей, складывается из многих причин, например, особенностей восприятия ответственности в данном вопросе, нежелании участвовать в проблематике, частые пенсионные реформы, лень и нежелание разбираться в тонкостях системы, потеря доверия к денежным операциям. Наши сограждане в массе своей не видят прямой связи между собственным финансовым благополучием и уровнем компетенций в сфере финансовой грамотности.       

В настоящее время действуют различные программы по повышению финансовой грамотности, которые в большей степени нацелены на детей и подростков, или граждан предпенсионного возраста, при этом взрослое население остаётся неохваченным. 

В современной России, благодаря активной целенаправленной политике, зафиксированной в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 года № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы» наблюдается большое разнообразие проектов и мероприятий, развивающих финансовую грамотность и формирующих качественно новое восприятие человеком финансового рынка, его продуктов и процессов.

При организации работы необходимо вести речь о комплексном повышении финансовой грамотности семьи, что в свою очередь, помимо непосредственно экономического эффекта, будет иметь значение для развития детско-родительских отношений, родительского просвещения и семейного воспитания, повысит качество обучения по экономике и смежным дисциплинам, значение экономических категорий в процессах воспитания молодых граждан.

В целях развития финансовой культуры семьи и повышения финансовой грамотности родителей с детьми, участники Форума РЕКОМЕНДУЮТ.

1. Считать важнейшим направлением формирования экономической культуры семьи и финансовой грамотности информирование, трансляцию через популярные и доступные формы знаний и мотивация к развитию компетенций. Необходимо доводить до семей с детьми наработанные научно-популярные материалы.

2. Считать приоритетной формой повышения уровня финансовой грамотности считать Интернет-ресурсы и курсы по месту работы (учёбы).

3. Разрабатывать специальные программы, игры, квесты, информационно-методические пособия, адресованные семьям, родителям с детьми. Наиболее интересными и востребованными на сегодня являются пособия для внеурочной работы и семейного досуга.

        4.   Работа по повышению финграмотности семей, воспитывающих детей, должна проводиться не только с учётом конъюнктурных факторов и требований современности, но и особенностей национального менталитета и традиций, таких, как:

  • приоритет защитной функции финграмотности;

  • низкая позиция финансовой тематики среди воспитательно значимых тем;

  • приоритет в родительском восприятии комфортного детства, учёбы и её результатов перед ранними самостоятельными заработками детей;

  • ориентир родителей на «пассивные» формы экономической поддержки детей (прежде всего «карманные деньги»). 

            5. При всей значимости и многогранности темы финграмотности, она в сравнении с другими тематиками заметно уступает как в родительском просвещении, так и в воспитательной работе. По данным опросов, финграмотность значительно опережают такие темы, как «история семьи и рода», «основы семейного уклада и традиций», «семейное право», «экологические акции», «историко-патриотические поездки», «художественно-эстетическое творчество». Эти особенности должны быть учтены при планировании воспитательной и просветительской работы как в школах и центрах родительского просвещения, так и в каждой конкретной семье.