Он-лайн центр информационной
поддержки родителей

Предложения родителей для качественного развития системы воспитания России

Декабрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
08.07.2019

news_2019-07-08_01_1.jpgВыступление ответственного секретаря Координационного совета НРА Алексея Гусева на Совете при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей.

Предложения родителей для качественного развития системы воспитания России

Уважаемая Валентина Ивановна! Участники заседания!

Хочу выразить результаты обсуждений в рамках крупнейшего объединения родителей – Национальной родительской ассоциации, в трёх главных тезисах. Мы проводили это обсуждение по всей России в течение более, чем полгода.

Тезис 1-й. Себастьян Брант, немецкий мыслитель 15 века, писал: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому – родители пример тому!» этот тезис поддерживали практически все педагоги, трудно не согласиться с этим тезисом и нам.

В современном мире значительно изменились условия и способы передачи родительских навыков и знаний. Наше поколение родителей обязано знать особенности психики детей, основ педагогики, безопасного и здорового образа жизни, соблюдать права и исполнять обязанностей перед детьми и вместе с ними, важно знать тонкости экономики семьи. С тезисом «Родительству стоит учить и учиться!», слава Богу, за последнее время, стали согласны очень многие. Есть хорошие интересные практики, Национальная родительская ассоциация в партнёрстве с Министерством просвещения поддерживают, обобщают и тиражируют интереснейшие практики родительского просвещения. Консультированию родителей посвящён один из федеральных проектов.

На мой взгляд, сегодня настало время закрепления статуса родительского просвещения. Ему необходимо придать официальный статус формы дополнительного образования взрослых, при сохранении разнообразия форм и содержания, предлагаем закрепить обязательность этой работы на уровне региона, не сводя её к работе только системы образования. Необходима целенаправленная работа по созданию образовательной, психологической, экономической и правовой среды, поддерживающей родителей в процессе воспитания. На федеральном уровне этим должен заняться специальный Центр развития родительского просвещения и семейного воспитания при Министерстве просвещения.

Тезис второй – «Кадры решают всё». С одной стороны, необходима подготовка кадров для системы воспитания на базе педагогических вузов, а с другой - нужно вернуть, установить обязательные ставки вожатого и заместителя директора по воспитательной работе в каждой школе. Не по усмотрению директора, не по возможностям школы, а обязательно. Мы с пониманием относимся к закреплённой законодательно автономии образовательной организации. Но при этом никто не может себе представить школу без директора. Обязательность организаторов воспитания должна быть закреплена законодательно, и нужно добиться, чтобы организатора воспитательной работы было немыслимым.

Третий, заключительный тезис В. А. Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества. Нравственный облик личности зависит от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства» Необходимо создавать позитивную воспитательную среду, наполнять информационное поле позитивом, поддерживать и укреплять тот своеобразный «рассол», в котором происходит формирование личности ребёнка. Мы уже довольно много сделали, достаточно много знаем об опасностях, необходимых ограничениях.

Мы, конечно, знаем об опасностях сети, справедливо критикуем информационное поле, в котором живут наши дети. Но ведь нужно признать, что в этом поле сейчас есть и много хорошего. Мы об этом не всегда знаем, неэффективно пользуемся. Таких ресурсов, наверное, недостаточно. Нужен качественный навигатор. Настало время разработки системных, психолого-педагогических рекомендаций о ТОМ, ЧТО МОЖНО И ПОЛЕЗНО для родителей по возрастным категориям детей в зависимости от возраста. Нужно делать каталоги, подборки, навигаторы. Нужна комплексная, обеспеченная ресурсами программа по этому важному направлению. Это огромная и трудоёмкая работа, о которой мы говорили и с руководством Российской академии образования, и Минпросвещения, и с родительским сообществом. Комплексность такой общероссийской работы нуждается в поддержке на самом высоком государственном уровне. Пользуясь случаем, прошу такой поддержки. Национальная родительская ассоциация готова выступить координатором такого проекта.

Хочу завершить выступление словами Иммануила Канта: «Воспитание есть величайшая и труднейшая задача, которая может быть поставлена человеку». Мы взялись за эту задачу. Давайте соединим усилия, чтобы её решать!