Программа создана для ознакомления родителей с основами семейного права. Благодаря ей, родители будут более компетентны в этом вопросе.
Типовая программа «Основы семейного права для родителей» (далее – Программа) разработана Общероссийской общественной организацией «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации в 2018 году. Программа предназначена для использования в работе, в том числе и при создании соответствующих программ родительского просвещения и семейного воспитания на уровне региональных и муниципальных органов власти и местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования. Программа также может быть использована в работе общественных, образовательных и других организаций, занимающихся вопросами образования, духовно-нравственного развития.
Краткое содержание Программы
Программа рассчитана на 9 часов очной аудиторной работы: по 1 часу один раз в месяц в течение учебного года (с сентября по май). 1 академический час равен 45 минутам. Программой предусмотрены задания для самостоятельного выполнения обучающимися родителями с последующими консультациями на очных занятиях. Предполагается, что основная часть знаний и компетенций по вопросам семейного права будет приобретаться родителями самостоятельно, дистанционно, при координации со стороны педагогов, реализующих Программу.
Краткие аннотации примеров мероприятий, рекомендуемых к проведению
Занятие 1
Лекция «Базовые понятия в сфере семейного права»
Семья. Система прав и обязанностей. Объект правовой охраны. Основания возникновения семейных отношений. Члены семьи. Ребёнок. Брак.
Занятие 2
Лекция «Семейное право и основные начала семейного законодательства»
Семейное право – совокупность правовых норм, регулирующих личные и производные от них имущественные отношения, возникающие между людьми на основе брака, кровного родства, усыновления, принятия детей в семью на воспитание.
Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.
Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех её членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.
Признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.
Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Предметом семейного права являются общественные отношения, возникающие из брака, кровного родства, принятия детей на воспитание в семью.
Занятие 3
Лекция «Система семейного права»
Система семейного права – это последовательная совокупность правовых институтов, регулирующих определенную часть семейных отношений. Правовые институты семейного права – обособленный комплекс семейно-правовых норм, регулирующих определенные группы однородных семейных отношений:
порядок и условия заключения и расторжения брака;
личные и имущественные отношения между супругами;
отношения между родителями и детьми; усыновление (удочерение);
отношение к опеке и попечительству; приемная семья и т.д.
Система семейного права состоит из двух частей. Первая часть – общая и вторая часть – особенная. Общая часть содержит нормы, которые регулируют все институты особенной части.
Занятие 4
Лекция «Отношения, регулируемые семейным законодательством»
Семейное законодательство устанавливает порядок осуществления и защиты семейных прав, условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, определяет порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, формы и порядок их устройства в семью, а также их временного устройства, в том числе в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Занятие 5
Лекция «Источники семейного права. Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права»
Международные источники семейного права.
Российские источники семейного права.
Международные договоры, заключённые Российской Федерацией.
Деловая игра «Работа с правовыми документами»
Ребёнок имеет право жить и воспитываться в семье, получать от родителей заботу и надлежащее воспитание. При этом способы воспитания должны исключать грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуатацию детей (Семейный кодекс РФ).
Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. При этом родители свободны в выборе способов и методов воспитания, согласующихся с развивающимися способностями ребёнка (Конвенция о правах ребёнка, п. 2 ст.14).
Обладающие родительскими правами лица несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (Семейный кодекс РФ, ст. 63).
Вопросы:
– Какие методы и средства воспитания выбирают родители?
– Что может стать итогом выбранных методов?
Занятие 6
Лекция «Особенности и виды семейных правоотношений»
Особенности и виды семейных правоотношений:
1) субъектами могут быть только граждане;
2) семейные правоотношения являются длящимися и связывают между собой близких людей;
3) участники строго индивидуализированы;
4) неотчуждаемость семейных прав и обязанностей;
5) семейные правоотношения являются личными и лишь затем – имущественными;
6) лично-доверительный характер, так как главное место в них занимают личные связи членов семьи.
Виды семейных правоотношений:
– брачные правоотношения (отношения между супругами);
– родительские правоотношения (правоотношения между родителями и детьми);
– правоотношения по поводу воспитания и материального содержания;
– правоотношения только по воспитанию;
– правоотношения только по поводу материального содержания.
Занятие 7
Лекция «Права ребёнка»
Общая характеристика прав ребёнка в соответствии с российским и международным законодательством.
– Личные права несовершеннолетних детей.
– Имущественные права несовершеннолетних детей.
– Права несовершеннолетних в сфере охраны здоровья.
– Права ребёнка в области образования.
– Защита прав ребёнка. Лица и органы, осуществляющие защиту прав ребёнка. Ответственность за нарушение прав ребёнка.
Деловая игра «Какие права детей нарушены?»
Участники делятся на две команды. Им будут описаны ситуации из жизни. Из списка предложенных участникам прав они должны выбрать, какие права были нарушены в данных ситуациях. Ситуации будут зачитываться поочередно для каждой команды.
1. В больнице ребёнку перелили зараженную кровь. (Право на жизнь).
2. 15-летнему подростку запретили посещать церковь. (Право на свободу мысли и религии).
3. Учительница прочитала записку, адресованную школьнику. (Право на тайну переписки).
4. 14-летнему подростку разрешили участвовать в боях. (До 15 лет не принимают участие в военных действиях).
5. 17-летнюю девушку не допустили к экзаменам в военное училище. (Равные права всех детей вне зависимости от пола).
6. После развода родителей мама запрещает своему ребёнку общаться с отцом. (Право ребёнка на общение с родителями и другими родственниками).
Деловая игра «Какие права детей и родителей нарушены?»
Участникам описываются ситуации из детских сказок. Из этого же списка они должны выбрать, какие права были нарушены в данных ситуациях. Ситуации будут зачитываться поочередно для каждой команды.
Вопросы:
1. Какое право нарушила ведьма в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»? (Право на жизнь).
2. Почему обитатели двора из сказки Андерсена «Гадкий утенок» обижали гадкого утенка? Какое право они нарушали? (Он был не похож на других, право на индивидуальность).
3. Какое право было нарушено в сказке «Заюшкина избушка»? (Право на неприкосновенность жилища).
4. Каким правом пользовалась лягушка в сказке «Лягушка-путешественница»? (Право на свободное передвижение).
5. Какие права нарушили братья в сказке «Иван Царевич и Серый Волк»? (Право на жизнь и личную неприкосновенность).
6. Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноименной сказке, украв братца? (Похищение детей, право жить со своими родителями и не разлучаться с ними).
7. Какое право Царевны нарушил Кощей Бессмертный, увезя её к себе и решив вступить с ней в брак, в сказке «Царевна Лягушка»? (Вступать в брак по свободному и обоюдному согласию).
8. Какое право нарушил Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост? (Право на личную неприкосновенность).
9. Каким правом воспользовался купец, решив отправиться по торговым делам за тридевять земель в сказке Аксакова «Аленький цветочек»? (Право на свободное передвижение).
10. Какое право нарушила Снежная Королева, когда похитила Кая? (Право жить со своими родственниками, статья о похищении детей).
Занятие 8
Лекция «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, защите их прав и интересов»
Основные права и обязанности родителей, связь прав и обязанностей родителей.
– Личные права и обязанности родителей
– Алиментные обязательства родителей и детей.
.
Деловая игра «Права и обязанности родителей и детей»
На столах лежат флажки. Педагог будет задавать вопросы. Участники, если знают ответ, поднимают флажок. Участники делятся на две команды. Если команда отвечает неправильно, то право ответа переходит ко второй команде.
Вопросы:
1. Как называется основной документ по правам ребёнка, принятый 44-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН? (Конвенция о правах ребёнка).
2. В каком году принята Конвенция о правах ребёнка? (1989 год).
3. В каком возрасте человек считается ребёнком, по мнению ООН? (0–18 лет).
4. На кого Конвенция возлагает основную ответственность за воспитание ребёнка? (На родителей).
5. Воспитание ребёнка является правом или обязанностью родителей? (Правом и обязанностью).
6. С какого возраста ребёнок способен принимать самостоятельные решения? (С 3 лет).
7. Кто несет ответственность за воспитание ребёнка в случае развода родителей? (Оба родителя).
Занятие 9
Лекция «Ответственность за нарушение прав детей»
Лишение родительских прав. Ограничение в родительских правах. Отобрание ребёнка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью. Административная и уголовная ответственность.
Восстановление в родительских правах.
Судебная защита семейных прав.
Полномочия органов опеки и попечительства.
Деловая игра «Права детей и родителей в литературе»
Участники делятся на две команды. Каждой команде по очереди будут предлагаться короткие отрывки или фразы из литературных произведений.
Надо назвать:
– литературное произведение, из которого дан отрывок, и автора (если таковой известен);
– статью Конвенции о правах ребёнка, которая, по мнению участников, подходит к данному литературному произведению. Статьи Конвенции лежат у участников на столах.
Например:
1. «И вдруг какой-то маленький мальчик крикнул: «А король-то голый!» – «Ах, послушайте, что говорит невинное дитя! – сказал его отец. – Ребёнок есть ребёнок. Он всегда для своей должности годится, значит, он говорит правду». (Г. Х. Андерсен, «Новое платье короля»).
Статья 13. Ребёнок имеет право свободно выражать свое мнение. Ребёнок может думать совсем не так, как взрослые, и всё, что думает, высказать вслух или написать. Но в статье есть оговорка: ребёнок может выражать свое мнение, если при этом он никого не оскорбляет.
2. Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую.
И привез гонец хмельной
В тот же день приказ такой:
«Царь велит своим боярам,
Времени не тратя даром,
И царицу, и приплод
Тайно бросить в бездну вод».
(А. С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане»)
Статья 16. Ни один человек не может быть объектом незаконного посягательства на его честь и репутацию, человек имеет право на тайну корреспонденции. Другими словами: никто не имеет право читать чужие письма. Переписка двух людей – это их тайна, и никому не разрешается выведывать эту тайну. Вообще всегда считалось, что порядочный человек никогда не станет подглядывать, подслушивать и читать чужие письма. Вот и в сказке о царе Салтане те, кто нарушил тайну переписки, были наказаны.
3. – Матушка, сёстры, можно мне хоть одним глазком взглянуть на бал?
– Ха-ха-ха! Что тебе, замарашке, делать в королевском дворце?
(Ш. Перро, «Золушка»)
Статья 31. Ребёнок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях. Иными словами, ребёнок имеет право отдохнуть, поиграть, повеселиться. Все дети очень любят играть. Но не всегда некоторые взрослые понимают детей и считают, что детские игры – это пустяки. Не стоит забывать, что дети дошкольного возраста развиваются через игру.