Он-лайн центр информационной
поддержки родителей

Раздражительность и перфекционизм: что нужно знать про детскую депрессию

20.09.2019

4.jpgО том, что депрессия — это не обычная усталость или грусть, знают уже, кажется, все. А вот откуда она берётся и как её распознать — далеко не каждый. Ещё страшнее и непонятнее, когда депрессия проявляется у ребёнка. Поговорим с клиническим психологом Григорием Мисютиным о том, в чём она выражается и что должны делать родители и учителя в этом случае.

Печаль — это способность нашего организма переживать невозможность справиться с чем-либо. Иногда нам необходимо грустить. На фоне того, что мы знаем, каково это, мы понимаем, чему и как радоваться. Но депрессия — это гораздо больше, чем просто печаль.

Она не имеет отношения к тому, насколько «тяжела» жизнь. Об этом должны знать как родители, так и школьные учителя. Её причиной всегда становится набор биологических, психологических и средовых факторов. Они вызывают депрессию как у трёхлетних детей, так и у 16-летних, хотя нам и бесконечно сложно представить ребёнка с таким заболеванием.

Откуда берётся депрессия

Биологические факторы. Наш мозг работает под воздействием нейротрансмиттеров — дофамина и серотонина. Серотонин — гормон, который даёт нам возможность почувствовать удовлетворение. Он нужен нам, чтобы сопряжённый с ним дофамин использовался как газ, то есть разгон для действия. Люди, которым удаётся многое делать в жизни, на первый взгляд похожи на дофаминовый тип. Но это не совсем так: одного дофамина — газа — недостаточно. Нужно, чтобы ещё было топливо. С другой стороны, когда у нас нет газа, но много топлива, это тоже не помогает добиться результата.

Примерами нарушения такого баланса могут служить «серотониновая и дофаминовая ямы». В первой человеку в принципе хорошо, даже если он ничего не делает. Хотя это может стать фактором развития депрессии: у человека просто нет никакой активности или стремления к чему-либо. Формируется убеждение: «У меня ничего и не получится, да, собственно, ничего мне и не нужно».

В «дофаминовой яме» тяжело начать что-либо делать: количество сил заканчивается, наша нервная система истощается. Это приводит к нехватке серотонина, невозможности и нежеланию что-либо пробовать и делать.

Среди биологических факторов нередко встречается дефицит внимания — это вид истощения нервной системы и формирование ситуации неуспеха

Когда ребёнок берётся за несколько видов деятельности, ему трудно удерживать фокус на всём, за что его начинают критиковать учителя или родители. Так изначально биологический фактор превращается в социально-контекстуальный и может стать причиной депрессивного расстройства.

Психологические факторы. По-другому их можно назвать мыслительными привычками, или паттернами. Самым известным из них считается перфекционизм. Это стремление к идеалу без возможности насладиться процессом и промежуточным результатом. Тенденция «делать лучше», несомненно, важна. Так развивается цивилизация: мы стремимся оптимизировать различные стороны нашей жизни.

Но проблема начинается, когда мы не можем восполнить нужное количество ресурсов. Нужно помнить: у нервной системы может быть тенденция к перфекционизму, но она не разовьётся, если не будет подтверждающего фактора внешней среды.

Средовые факторы. В первую очередь это регулярное недосыпание и нерегулярное питание. Если ребёнок не чувствует, когда ему нужно отдохнуть, — это тревожный звонок. Человеку нужен баланс напряжения и отдыха, чтобы он мог расслабиться без дополнительных усилий. Иногда этому нужно учиться, поэтому, например, ребёнок может долго играть или что-то делать, не чувствуя, что нервная система измотана.

Пребывание в ситуации постоянного стресса, истощения организма в результате биологических факторов (тревожное расстройство, нарушение внимания) может быть подкреплено ситуацией регулярного психологического или физического насилия.

Источник