Он-лайн центр информационной
поддержки родителей

Хочешь изменить мир – измени себя

27.09.2019

Сегодня в гостях у нашей редакции – Татьяна Валерьевна Балабанова, ректор Белгородского института развития образования.

– Татьяна Валерьевна, каковы основные направления работы вашего института?

– Наш институт осуществляет реализацию дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогических работников в очно-заочной форме с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Мы осуществляем обучение по следующим направлениям: психология; логопедия; проектно-целевое управление развитием системы образования; проектное управление: основы эффективной организации деятельности команды проекта; управление образовательными проектами: основы, методы, инструменты; организационно-методическое обеспечение тренировочного процесса в организациях спортивной направленности дополнительного образования детей.

– Сегодня в образовании так обстоят дела, что даже если педагог получил высшее образование, ему всё равно придется в ближайшем будущем получать новые знания, ведь не одна деятельность не стоит на месте, и чтобы всегда быть успешным и преуспевать, необходимо изучать новые аспекты своей профессии. Как помочь в этой ситуации людям, желающим «обновить» свои знания?

– Чтобы работа и семья не становились преградой на пути к новым знаниям, нашим институтом разработаны программы дистанционного образования в рамках учебной программы. Новый формат подразумевает обучение в любом месте и в удобное время за счет использования компьютерных технологий. Веб-страница, на которой осуществляется весь процесс, разработана лучшими техническими специалистами, поэтому работает без перебоев. Все секретные данные, не подлежащие всеобщему обозрению, система закрывает от публичного доступа, к примеру, это может быть страница с успеваемостью каждого ученика или платежные реквизиты, отчеты об оплате и др.

– Учитываете ли Вы и Ваши коллеги в своей деятельности такое важное сейчас направление, как работа с родителями?

– Безусловно, ведь невозможно рассматривать работу педагога изолированно, не осознавая, что качество образования зависит от всех участников образовательных отношений: педагогов, обучающихся, родителей. Родители в современном образовательном пространстве стали его полноценными участниками и главными союзниками педагогов в обучении и воспитании.

– Продолжая раскрывать тему работы БелИРО с родителями, мне очень хочется задать следующий вопрос: «Компетентный родитель – кто это?»

– На мой взгляд, компетентный родитель – это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель, и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок, и предпринимать усилия для того, чтобы её, при необходимости можно было бы менять. Это человек, который знает, что если не помогает одно решение, то обязательно нужно искать и пробовать другое. Именно компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, в общем – учиться, учиться, учиться! Опираясь на свой большой опыт, я абсолютно уверена, что многие проблемы системы «родитель – ребенок» кроются в неумении взрослых своевременно передавать детям ответственность за их собственную жизнь. Важно помнить, что детство – это не подготовка к жизни, а настоящая жизнь, здесь и сегодня, каждый час и каждый день. Нет в ней черновиков. Если родитель признает себя главным режиссером своей жизненной истории, то и ответственность появляется. Что нарисуешь сам, в том жить и будешь, – это личный выбор всех и каждого. Готовы ли мы, родители, помочь ребенку осознать свое жизненное авторство? Чем больше родитель сам себя принимает, тем легче ему «видеть» своего ребенка реально и понимать его. В основном ничего нового: «Начни с себя. Хочешь изменить мир – измени себя». Трудные ситуации в воспитании детей – дело обычное и нормальное в жизни любого человека. Главное – вовремя оценить свои возможности и всегда быть уверенным, что рядом есть опытные специалисты, готовые всегда профессионально помочь и подсказать.

– С учетом вышесказанного позвольте уточнить, какие мероприятия проводит БелИРО для включения родителей в образовательную деятельность?

– Можно отметить несколько направлений.

Во-первых, повышение квалификации или профессиональная подготовка педагогов по дополнительным профессиональным программам. Все программы, имеющие модули по формированию основных образовательных программ общего образования, содержат информацию об учете интересов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при разработке части, формируемой участниками образовательных отношений. Поскольку требованием современных стандартов является индивидуализация содержания образования, особенно актуальным становится разработка индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, а такой маршрут невозможно сформировать без учета мнения детей и родителей. Темы наших программ предусматривают ознакомление педагогов с формами работы с родителями при формировании таких маршрутов.

Есть программы, в которых имеется практическая часть, предусматривающая психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательных отношений, знакомство с технологиями вовлечения родителей в процесс управления образовательной организацией, мероприятиями по обучению и воспитанию. Кроме того, в содержание дополнительных образовательных программ нашего института включен модуль по профессиональному стандарту «Педагог», при изучении которого слушателей знакомят с обязательными требованиями, предъявляемыми к данной профессии, в том числе умением использовать конструктивные воспитательные усилия родителей (законных представителей) обучающихся, помогать семье в решении вопросов воспитания ребенка, знанием основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.

Наличие таких знаний и умений – один из критериев аттестации педагогических кадров. Поскольку сопровождение процедуры аттестации педагогических работников – одна из задач института, наши преподаватели не только акцентируют внимание на обязательных требованиях для её прохождения, но и предоставляют необходимые знания слушателям, а также отрабатывают с ними практические навыки.

Во-вторых, стоит сказать о практико-ориентированных семинарах и вебинарах, содержание которых мы формируем с учетом требований и запросов в сфере образования. Считаем, что есть необходимость в подготовке педагогических кадров, владеющих ключевыми компетенциями по организации эффективного взаимодействия школы и семьи в современных условиях. Многие исследования сегодня подтверждают наличие кризиса в отношениях между школой и семьей, проблем взаимодействия образовательной организации и родителей в вопросах воспитания. Как наладить продуктивные отношения с родителями, построить деловой позитивный диалог для достижения оптимального воспитательного результата – задача, которую мы решаем в рамках наших мероприятий.

В прошлом году, например, БелИРО совместно с отделом религиозного образования и катехизации Белгородской и Старооскольской епархии и департаментом образования Белгородской области провел вебинар «Роль Совета отцов» в семейном воспитании школьников». В сентябре 2017 года БелИРО совместно с Национальной родительской ассоциацией при поддержке Минобрнауки России провел вебинар на тему «Родители в управлении школой. Итоги мониторинга участия родителей в работе органов общественно-государственного управления образованием, независимой оценке качества образования, анализа потребностей родительской общественности в информационной и консультационной поддержке по вопросам общественного участия в управлении образованием». В рамках регионального семинара «Раннее выявление и сопровождение детской одаренности в дошкольных образовательных организациях» был разработан и распространен буклет для родителей.

В-третьих, нельзя забывать, что содержание образования должно конструироваться, исходя из образовательных потребностей и профессиональных интересов. И если у родителей есть определенные потребности, значит, их надо учитывать в работе. На базе БелИРО по запросу родителей организовано индивидуальное консультирование по проблемам профилактики компьютерной игромании, разрешения семейных конфликтов, сопровождения детей с ОВЗ, нормализации детско-родительских отношений. Это, в свою очередь, способствует формированию образа просвещенного родителя, родителя, которому небезразлично настоящее и будущее своего ребенка. Мы также проводим ряд мероприятий, в которых могут принимать участие не только педагоги, но и родители вместе с детьми. Ежегодный региональный фестиваль «Мозаика детства» включает спортивные соревнования, интеллектуальный и творческий конкурсы, шахматный турнир. В проведении данного фестиваля принимает участие родительская общественность. При реализации мероприятий региональных проектов «Создание региональной системы личностного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС», «Физическое воспитание детей дошкольного возраста» проводится консультирование родителей, совместные творческие и интеллектуальные конкурсы. В рамках реализации проектов «Внедрение в школы Белгородской области инновационных технологий психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса» и «Разработка системного подхода к организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС начального общего образования» организованы семинары: «Инновационные технологии работы с родителями детей с ОВЗ», «Проблемы взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья и пути их преодоления».

Уже в этом году одной из площадок проведения Общенационального родительского форума, инициатором которого выступила Евразийская ассоциация педагогических университетов и ведущие педагогические вузы страны, стал детский сад № 57 г. Белгород. Участниками обсуждений актуальных вопросов форума стали наряду с педагогами и представители родительской общественности.

Кроме того, хотелось бы отметить, что родители не только активные участники мероприятий, но и эксперты. С 2015 года ¼ состава жюри конкурса по отбору лучших учителей образовательных организаций Белгородской области на получение денежного поощрения (200 тыс. руб.) состоит из родителей (законных представителей) обучающихся общеобразовательных организаций.

– Чувствуется системный подход! А каковы перспективы работы с родительской общественностью?

– В перспективе нашей работы – создание учебно-методического центра по работе с родителями, проведение конкурса программ по родительскому просвещению, а именно программ, которые могут оказать помощь родителям в воспитании своих детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития. Для нас важно актуализировать имеющийся опыт региона, продвигать лучшие практики. Мы также планируем разработать дополнительную профессиональную программу повышения квалификации для педагогов-психологов, включающую модули по работе с родителями по таким вопросам, как родительский авторитет, стили семейного воспитания, методы и способы воспитания, учебная мотивация ребенка, его адаптация к условиям обучения, профилактика противоправных действий несовершеннолетних, вопросы информационной безопасности.

В наших планах – издание методических рекомендаций для эффективного взаимодействия педагогов с родителями, содержащих разработки нетрадиционных форм родительских собраний.

В 2019 году планируется проведение форума на тему «Формирование семейных ценностей как основа духовно-нравственного воспитания детей», к участию в котором обязательно будет привлечена родительская общественность.

Планируем также активизировать возможности нашего официального сайта в сети интернет для поддержки и просвещения родителей. Возможно, это будет специальная консультационная страница, содержащая методическую информацию для родителей.

Если говорить о концепции развития родительского просвещения БелИРО, то это тиражирование лучшего имеющегося опыта организаций Белгородской области, разработка методических пособий для педагогов и учебных пособий по самообразованию для родителей, использование резерва мероприятий, проводимых БелИРО, для позиционирования лучшего опыта по просвещению родителей. Ну и, безусловно, учитывая основные задачи нашего института, разработка дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, содержащих тематику работы с родителями, сконструированных по блочно-модульному принципу, что предоставит потенциальным слушателям возможность самим формировать вариативный компонент в соответствии со своими запросами.

– Что бы Вы еще хотели отметить в завершении нашего диалога?

– Прежде всего, в Вашем лице я хочу поблагодарить родительское сообщество за возможность поделиться нашим опытом. Я и мои коллеги считаем родительское просвещение необходимым требованием современного общества. Мы и дальше будем сопровождать развитие образования Белгородской области в этом направлении. Родители – это наши друзья и помощники. Только вместе мы сможем воспитать достойно наших детей!