Он-лайн центр информационной
поддержки родителей

Как создать у ребенка "здоровую" мотивацию?

31.10.2018

            В советское время в семье существовала прочная вертикальная иерархия. Дети выполняли требования родителей в большинстве своем беспрекословно. Ведь существовала незыблемая формула: «Взрослый ‒ тот, кто руководит. Я ‒ тот, кто подчиняется».    Современный ребенок к этой системе относится критически. Мнение мамы с папой, и тем более педагога, уже не истина в последней инстанции. Но ведь мы и сами колеблемся. Нет в нас той уверенности в собственной правоте и веры в важность образования, какая была у наших отцов и матерей. Малыши считывают новые наши настроения, и повлиять на них становится все сложнее.

Великие и всемогущие
            С этого момента и встает вопрос о мотивации: как пробудить в ребенке интерес и как потом его поддерживать? Задача сложная. С одной стороны, только любимое занятие делает человека счастливым. С другой ‒ и выбирать профессию, и зарабатывать деньги нашим детям наверняка придется. Оценки в школе тоже будут, а потом экзамены. В конце концов, есть такое слово «надо». Вот мы и не знаем, как быть. Если не давить и не заставлять, вдруг дочь решит добровольно пойти в уборщицы? Тогда, получается, нужно контролировать каждый шаг? Но ведь в этом случае придется сыграть роль всемогущего бога, а заодно взять на себя всестороннюю ответственность за судьбу другого человека. Безусловно, многих родителей единоличная власть до сих пор сильно вдохновляет, но скажут ли дети спасибо за то, что их обратили в рабство, большой вопрос.

Два в одном

            На самом деле необходимость «создавать» мотивацию появляется лишь тогда, когда кружок, секцию, профориентацию или вуз выбирают мама с папой, а не ребенок. Трудно поверить, но это правда. Возражение: «Мы же тоже далеко не всегда делаем то, что нам нравится» не принимается. За это умение отвечают уже чувство долга и личной ответственности. Воспитываются они совсем иными способами.

            Чтобы понять, какие же стимулы побуждают нас действовать, психологи выделили два вида мотивации: внутреннюю и внешнюю. В первом случае речь идет о наших самых искренних желаниях. Мы привыкли называть их увлечениями. Один ребенок с удовольствием учит Шекспира, другой готовит спагетти, третий собирает роботов. Без принуждения, по собственной воле, с неподдельным интересом и удовольствием. Внешнюю мотивацию можно охарактеризовать одной фразой: «Делай, как тебе говорят, и ты получишь обещанное». Вначале ребенок с энтузиазмом включается в подобную «игру», но чем дальше, тем меньше он использует свою фантазию и творческий потенциал. Становится важен не сам процесс, а результат. Стимула двигаться вперед нет. В дальнейшем ребенок начинает учиться исключительно ради награды, а не новых знаний. И, поверьте, он испытывает глубокое отвращение к тому, что ему приходится делать для ублажения мамы с папой. Вывод очевиден: внешняя мотивация будет отлично работать только в паре с внутренней.

 

Читать далее...