Он-лайн центр информационной
поддержки родителей

Почему дети и подростки совершают самоубийства

06.08.2019

Почему дети и подростки совершают самоубийстваНесколько громких случаев, броская статья, тема на форуме и вот уже соцсети пестрят заголовками о самоубийствах, а испуганные таким ажиотажем родители начинают подозрительно коситься на своего ребенка, подозревая, что и он задумывается над тем, чтобы если не сегодня, так завтра свести счеты с жизнью. Дети.mail.ru решили разобраться в ситуации без лишних эмоций и обратились с вопросами к Ольге Серебровской, старшему психологу и логопеду Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков Департамента здравоохранения г. Москвы.

 

– Ольга Вячеславовна, когда разговоры ребенка о самоубийстве – это «поза», а когда нужно действительно бить тревогу?

– Можно выделить 3 основных типа суицидального поведения:

1. Демонстративное – внешнее изображение попыток самоубийства без реального намерения покончить с жизнью, с расчетом на спасение.

2. Аффективное – импульсивные действия, совершаемые на высоте аффекта. При этом суицидальные намерения могут быть как демонстративными, так и серьезными, но кратковременными.

3. Истинное – намеренное, обдуманное поведение, направленное на реализацию самоубийства, иногда долго вынашиваемое.

Истинные суициды обычно совершаются детьми и подростками, страдающими различными психическими расстройствами, и с этой точки зрения, дети с нарушениями психического развития (особенно – с депрессивными расстройствами) составляют первую группу риска.

Суицидальные попытки демонстративно-шантажного и импульсивного типов, как правило, возникают при социально-психологическом неблагополучии, связанном, прежде всего, с внутрисемейными проблемами. С психологической точки зрения, семья, независимо от уровня материального достатка, в которой ребенок чувствует себя одиноким, не получает поддержки, внимания и понимания, является неблагополучной. Если родители поглощены собственной карьерой, а забота о ребенке сводится к обеспечению его материальных потребностей и контролю успеваемости в школе, то вероятность использования суицидальной попытки в качестве привлечения внимания к своим психологическим проблемам, очень высока.

 

Установлено, что дети и подростки из дисфункциональных семей, которые с ранних лет сталкиваются с проявлениями вербальной и невербальной агрессии, как правило, в подростковом возрасте склонны принимать суицидальные решения. Риск существенно возрастает, если один или оба родителя, а также ближайшие родственники злоупотребляют алкоголем или употребляют наркотики.

– Дети какого возраста наиболее уязвимы?

– По нашим данным у мальчиков суицидальное поведение отмечалось в более раннем возрасте, начиная с 10-11 лет, однако в подавляющем числе случаев в этой возрастной группе суицидальные проявления носят демонстративно-шантажный характер. В подростковой группе (12-15 лет) преобладают девушки. Таким образом, наиболее уязвимым является подростковый возраст – с 12 до 15 лет.

– Это правда, что количество самоубийств среди детей и подростков за последнее время увеличилось?

– К сожалению, не только в России, но и в ряде западных стран в последние годы количество детских и подростковых самоубийств увеличилось. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), за 30 лет число суицидов, совершаемых детьми и подростками в мире, возросло в 30 раз, а на каждое законченное самоубийство у подростков приходится до 10-20 суицидальных попыток. Несовершеннолетние с незавершенными суицидальными попытками и иными суицидальными проявлениями составляют до 50% от общего числа пациентов, госпитализируемых в психиатрический стационар в экстренном порядке. За 2015 год количество детей и подростков с суицидальными проявлениями, госпитализированных в психиатрическую больницу, увеличилось в 1,5 раза.

– Как правильно реагировать родителям, чей ребенок угрожает покончить с собой?

 

– Если ребенок угрожает покончить с собой, перед его родителями встают две важные задачи. Первая задача – понять, что стало причиной такого поведения. Необходимо вывести ребенка на откровенный разговор, вернуть его доверие, понять его настроение и эмоциональное состояние. Вторая задача – сделать все, чтобы шантажные высказывания не превратились в привычный и эффективный способ манипулирования взрослыми. Предположить манипулятивный характер угроз можно, если ребенок или подросток делает суицидальные заявления в ходе конфликтных ситуаций, преследуя определенные цели (например, не делать уроки, добиться разрешения поиграть в компьютерную игру, выйти на прогулку, напугать родителей или сверстников).

Читать далее