Он-лайн центр информационной
поддержки родителей

Художественная литература для семейного чтения

13.09.2019

Книги о семье, детстве и воспитании.

1.    Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука. – Мн.: Юнацтва, 1982 г. – 320 с.
В автобиографической книге автор показывает дворянско-крепостническую среду, в которой формировался характер Сережи Багрова, раскрывает влияние на мальчика родной природы, общения с ней.

2.    Аксаков С.Т. Семейная хроника. – Уфа: Башкирское книжное издательство, 1983 г. – 206 с. В автобиографической книге автор показывает дворянско-крепостническую среду, в которой формировался характер Сережи Багрова, раскрывает влияние на мальчика родной природы, общения с ней.

3.    Бестужев Александр Феодосьевич. О воспитании (1798) [Текст] / А.Ф. Бестужев // РУССКИЕ ПРОСВЕТИТЕЛИ, (от Радищева до декабристов). Собрание произведений в двух томах. Т. 1-2. Т. 1. – М., «Мысль», 1960. – (философское наследие). Защищая идею создания государственной системы образования, А.Ф. Бестужев обучение и воспитание советовал строить на основе гуманной педагогики, которую разработал Я.А. Коменский. Был противником религиозного воспитания. Свою педагогическую систему он изложил в трактате «О воспитании», который был напечатан в «Санкт-Петербургском журнале» (1798). По признанию сына Михаила, эту систему отец применял при воспитании своих сыновей. Отдельный раздел трактата посвящен воспитанию юных воинов. Главным автор считает необходимость при изучении молодыми людьми военного искусства научиться повиновению (ибо кто умеет повиноваться, тот умеет повелевать), дисциплине. Цель такого воспитания - внушить молодым людям твердость и величие душевное, посеять в разуме их чувство чести, любовь к отечеству, желание приобрести уважение от сограждан своих.

4.    Бестужев Александр Феодосьевич. О воспитании (1798) [Текст] / А.Ф. Бестужев // РУССКИЕ ПРОСВЕТИТЕЛИ, (от Радищева до декабристов). Собрание произведений в двух томах. Т. 1-2. Т. 2. – М., «Мысль», 1960. – (философское наследие). Раздел трактата «О воспитании», который был напечатан в «Санкт-Петербургском журнале» (1798). Воспитание, по мнению автора, должно основываться на основных способностях человека. Первая способность – понимать. Вторая способность сохранять, производить и вспоминать посредством приобретенных понятий, то есть память. Третья способность человек – воображение. Четвертая способность человеческая есть способность рассуждать.

5.    Бронте Э. Грозовой перевал. – М.: Эксмо, 2009 г. – 310 с.
Это история роковой любви Хитклифа, приемного сына владельца поместья «Грозовой Перевал», к дочери хозяина Кэтрин. Демоническая страсть двух сильных личностей, не желающих идти на уступки друг другу, из-за чего страдают и гибнут не только главные герои, но и окружающие их люди. «Это очень скверный роман. Это очень хороший роман. Он уродлив. В нем есть красота. Это ужасная, мучительная, сильная и страстная книга», – писал о «Грозовом Перевале» Сомерсет Моэм.

6.    В круге жизни: семейные праздники, обычаи, обряды [Текст] / Т.И. Быстрых, Н.А. Аликина, Н.М. Барминская и др. - Пермь: Пермская книга, 1995. - 317 с. - (Домашние вечера). Авторы сборника «В круге жизни» постарались ответить на подобные вопросы. Они рассказали об основных семейных праздниках, торжествах, обрядах, истории их возникновения и о том, как праздновали раньше и как празднуют сейчас. Разумеется, каждый сам разберется, каким советам следовать, а к каким подойти творчески, приспосабливая их к своим семейным традициям. В сборник включены литературные приложения – отрывки из произведений русских писателей, в которых ярко описан какой-либо праздник или обряд. Обратите внимание на предлагаемые в книге кулинарные рецепты блюд, сладостей и лакомств, присущих определенному празднику и прошедших испытание временем.

7.    Вестли Анне-Катрине. Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик [Текст] / Анне-Катрине Вестли. - М.: Азбука-Аттикус; Махаон, 2011. – (Веселая компания Цикл: Бабушка и восемь детей в 3 т. / Анне-Катрине Вестли ; том: 1, книга №1) Жила-была большая-пребольшая семья: папа, мама и целых восемь детей. И еще с ними жил небольшой грузовик, который они все очень любили. Еще бы не любить - ведь грузовик кормил всю семью!» Вот так писательница представляет своих героев. Она рассказывает о жизни многодетной семьи, в которой родители всегда находят общий язык с детьми.

8.    Гарин-Михайловский Н.Г. Детство Темы. – М.: Энас, 2012 г. Маленький Тёма Карташёв – герой повести "Детство Тёмы" - беспечный, озорной, добрый мальчик. Тёма нечаянно ломает распустившийся в саду цветок отца, скачет верхом на лошади, убегает из дома, толкает сестру Зину, случайно рвёт платье гувернантке, разбивает маслёнку, без спроса берёт сахар для дворового мальчика Иоськи, спасает из глубокого колодца собаку Жучку. Детские проказы и невольные проступки Тёмы по-разному оцениваются его строгим отцом-генералом и любящей матерью, а самому мальчику бывает очень непросто разобраться в случившемся.

9.    Гончаров И.А. Обломов. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1979 г. "Обломов" - гениальный роман замечательного русского писателя И.А. Гончарова. Жизнь, похожая на сон, и сон, похожий на смерть, - вот судьба главного героя, человека с "золотым сердцем", "чистой, как хрусталь, душой", стремящегося к идеалу абсолютно совершенного бытия. Илья Ильич Обломов берется то за одно, то за другое дело, но ничего не доводя до конца, разочаровывается во всем; он олицетворяет собой умственную апатию, леность и пассивность, "охватывающие и сковывающие собою все лучшие человеческие, разумные движения и чувства" (Д.И. Писарев). Это явление, получившее от автора название обломовщины, шагнуло со страниц романа далеко за рамки своего времени.

10.    Горький М. «Детство», 1913 г. Эта небольшая повесть Максима Горького составляет первую часть знаменитой трилогии ("Детство", "В людях", "Мои университеты") и относится к жанру художественной автобиографии. Родоначальник литературы XX века, великий художник слова рассказывает здесь о своих ранних годах, проведенных в доме деда в Нижнем Новгороде. Настоящая семейная сага с необычайной силы характерами и точными бытовыми зарисовками, живыми образами и глубочайшими переживаниями помогает понять, как мальчик, мучительно жаждавший знаний, прошел путь от начинающего автора романтических произведений до писателя с мировым именем.