Он-лайн центр информационной
поддержки родителей

Уполномочили? Действуй!

13.09.2019

Уполномочили? Действуй!

Иногда родителям кажется, что современные дети защищены законом сильнее любого взрослого, а некоторые родители считают, что даже чересчур.
Но не везде и не всегда согласны с этим, есть в России места, где защита прав детей выстроена  на уровне конкретной школы и конкретного класса.

Все мы, родители, в принципе осведомлены о существовании уполномоченного по правам ребёнка в РФ и соответственно в субъектах РФ. В Иркутской области решили пойти дальше и приблизить институт уполномоченного непосредственно к школе и детям.

На основании ФЗ № 124 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.09.1998 г. и в соответствии с Примерным положением об уполномоченном по защите и реализации прав и законных интересов детей в общеобразовательных учреждениях Усть-Илимска в школах города вводится институт уполномоченного по правам ребёнка.

При принятии решений уполномоченный не зависим от органов и должностных лиц.

Основными задачами школьного уполномоченного являются: всемерное содействие восстановлению нарушенных прав ребёнка; профилактика нарушений прав ребёнка; оказание помощи родителям в трудной жизненной ситуации их детей, в регулировании взаимоотношений в конфликтных ситуациях; содействие правовому просвещению участников образовательного процесса.

Школьный уполномоченный рассматривает обращения (жалобы) учащихся и других участников образовательного процесса – учителей, родителей обучающихся, касающиеся нарушений прав и свобод несовершеннолетних.

Школьный уполномоченный избирается на общем собрании учащихся и учителей.

Уполномоченным может быть выбран любой совершеннолетний участник образовательного процесса: учитель, воспитатель, психолог, социальный педагог, родитель.

При вступлении в должность уполномоченный может приносить присягу, в которой он обязуется действовать, руководствуясь Конвенцией ООН о правах ребёнка, Конституцией РФ, Уставом школы, Правилами школьной жизни.

Можно отметить несколько направлений работы уполномоченного по обеспечению прав ребёнка:

– обеспечение законодательных гарантий прав ребёнка в Российской Федерации;

– содействие ребёнку в реализации и защите его прав и законных интересов;

– меры по защите прав ребёнка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания;

– обеспечение прав детей на охрану здоровья;

– защита прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости;

– защита прав детей на отдых и оздоровление;

– защита прав и законных интересов ребёнка при формировании социальной инфраструктуры для детей;

– защита ребёнка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию;

– меры по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей;

– защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Примеры работы уполномоченного по правам ребёнка в школе

Нарушение прав несовершеннолетних

К уполномоченному по правам ребёнка обратились ученики 7-го класса с жалобой на вновь назначенного классного руководителя, которая уделяла недостаточно внимания учащимся в проведении внеклассной работы и воспитательных мероприятий. Было проведено классное родительское собрание, в ходе которого родителям были разъяснены причины взаимоотношений между учениками и классным руководителем. Проведен классный час, на котором были обговорены причины конфликта, выработано компромиссное решение. Проведена индивидуальная работа психолога с учителем и учащимися по урегулированию конфликтной ситуации. Активное участие в разрешении конфликта принимала школьная служба примирения, в ходе восстановительной медиации конфликт удалось разрешить, повторных жалоб на сложившуюся ситуацию не возникало.

К уполномоченному обратились родители учащихся 5-го класса с жалобой, что многих одноклассников унижает группа учеников этого класса, которые ведут себя агрессивно и оскорбляют честь и достоинство своих одноклассников. С этой группой проведена разъяснительная работа с пояснением последствий их противоправного поведения. Проведено родительское собрание с привлечением к обсуждению данного конфликта родителей учащихся данного класса. В ходе работы ситуация значительно улучшилась, жалоб больше не поступало.

К уполномоченному обратились ученицы 6-го класса с жалобой на свою одноклассницу, которая многих из класса оскорбляет и даже ударила одну из своих одноклассниц. Таким образом, нарушалось право детей на честь и достоинство и создавалась угроза психическому и физическому здоровью детей. Конфликт решался с привлечением школьной службы примирения, школьного психолога, родительского комитета класса. В ходе проведенной работы ситуация разрешилась, конфликт был исчерпан.

Правовое просвещение

На информационном стенде в школе размещена информация о работе уполномоченного по правам ребёнка и школьной службы примирения с указанием того, как к ним можно обратиться в конфликтной или сложной ситуации, где нарушаются права ребёнка. Кроме этого, о деятельности школьного уполномоченного можно прочитать в интернете на школьном сайте.

В каждом классе была проведена информационная работа с участием агитбригады по информированию учащихся о школьном уполномоченном и школьной службе примирения.

До педагогического состава школы на педсовете была доведена информация о работе уполномоченного с объяснением целей, задач и особенностей деятельности школьного уполномоченного и школьной службы примирения.

Информация о школьном уполномоченном по правам ребёнка доведена до сведения родителей на заседании родительского комитета школы и родительских собраниях в классах.

Ежегодно проводится конференция для учащихся школы, посвященная принятию «Конвенции о правах ребёнка». В классах были проведены классные часы с целью информирования учащихся об их правах и свободах.

Школьный уполномоченный активно сотрудничает с городской службой примирения, региональным отделением «Союза женщин», психолого-реабилитационным центром «Диалог».

Можно сделать вывод, что работа школьного уполномоченного по правам ребёнка ведется и приносит положительные результаты. В дальнейшем планируется расширять сотрудничество с «Организациями служб примирения», с правоохранительными органами, детской комнатой милиции с целью проведения бесед и круглых столов о правах и юридической ответственности несовершеннолетних. Необходимо активнее привлекать родительские комитеты к решению правовых вопросов, расширить информационную поддержку школьных уполномоченных по правам ребёнка.

Источник