Он-лайн центр информационной
поддержки родителей

Педагог — помощник в выборе профессии?

31.07.2019

Педагог — помощник в выборе профессии?Каждый родитель, даже очень либеральный, выбирает ребёнку «свою профессию». И, когда кажется, что всё решено, вдруг мама и папа узнают, что ребёнок выбрал другое. Что? Кто? Почему? А оказывается, подсказал педагог. Согласны ли мы, родители, с учителями?

Профориентация является одной из основных задач в любом образовательном учреждении, особенно в школе. Учителя в школе в большинстве своём привыкли только учить детей, то есть выполнять образовательную и несколько реже воспитательную функции. Однако современное образование сильно отстаёт от социально-экономических тенденций развития общества. Во многом школа готовит выпускника к жизни, которой нет, к профессиям, которые либо мало востребованы, либо вовсе находятся под угрозой исчезновения. Система российского образования отличается от систем образования других стран тем, что нацелена на создание теоретической базы у выпускника по всем общепринятым научным направлениям. Другими словами, ученик в равной степени изучает историю, физику, химию, литературу, алгебру. Такой подход имеет равное количество как сторонников, так и противников. С одной стороны, ученик, усвоивший всю школьную программу по всем предметам, имеет возможность выбрать своё профессиональное будущее, и, даже если он, будучи состоявшимся профессионалом, изъявит желание переквалифицироваться в другую профессиональную сферу, у него будет возможность выбора, так как ещё в школе основы естественных и гуманитарных наук им были усвоены. В западных странах ученик учится по другой системе и уже в средней школе выбирает направление, по которому будет идти в будущем. Считается, что такой подход подготовит профессионала любой сферы с более глубокими знаниями. Вместо двух часов в неделю истории такой ученик эти же два часа тратит на физику, если выбор пал на естественные науки. Как следствие: углубленное изучение физики за счёт (в ущерб) гуманитарных наук. И у первого, и у второго образовательного подхода есть значительные минусы. В первом случае ученик ещё в средней школе перегружается количеством предметов, в данной системе не учитываются индивидуальные особенности ученика. Редко когда ребёнок способен в равной степени усваивать и гуманитарные, и естественные дисциплины, ещё реже такой ученик будет получать удовольствие от подобного процесса обучения. А помимо теоретических знаний ученик должен усвоить метапредметные навыки, главным из которых является умение учиться самостоятельно, получая от процесса обучения удовольствие. Во втором случае есть риск ошибочного выбора. Ученик в выпускных классах может осознать, что выбранное им географическое направление не так интересно, неперспективно. Однако все годы обучения в школе были посвящены именно этому направлению в ущерб другим. К тому же существует риск «западания» элементарных знаний в других дисциплинах. Так или иначе процесс образования имеет целью помочь ученику реализовать заложенный в нём потенциал, состояться в личностном и профессиональном плане. Современное общество ежедневно создаёт определённы запрос на специалистов того или иного рода. В разное время обществу нужны учителя, заводские рабочие, юристы, психотерапевты, инженеры, строители и т. д. После октябрьской революции стране нужны были военные профессионалы, строители, учителя. В конце двадцатого века весьма популярной профессией был оператор ЭВМ. Единицы могли работать на непонятных электронных ящиках. В то время электронно-вычислительная техника была только на предприятиях и служила для решения операционных задач, связанных с подсчётом. Так когда-то в середине двадцатого века первые шофёры осваивали автомобили. Чтобы быть успешным достаточно всего лишь водить машину. И базовое владение компьютером, и навыки управления легковыми транспортными средствами сегодня не являются чем-то особенным, скорее, наоборот, данное умения являются безоговорочно необходимыми современному профессионалу. Автомобиль есть почти в каждой семье, а то и два. Так же мало у кого нет хоть какого-нибудь компьютера, и, как следствие, просто владение навыками управления транспортным средством или умение пользоваться ПК на базовом уровне мало поможет в построении карьеры.

Читать далее