Он-лайн центр информационной
поддержки родителей

Развитие семейного воспитания и родительского просвещения

26.09.2019

Анализ результатов ранее выполненных работ по вопросам работы с родителями, вовлечения родителей в образование

Часть 9

В целях создания условий для методического обеспечения и развития семейного воспитания и родительского просвещения с учётом имеющихся практик, традиций и территориальных особенностей был реализован Государственный контракт от 25 апреля 2018 года № 08.043.11.0005 на выполнение работ (оказание услуг) по проекту «Разработка и апробация региональных и муниципальных моделей и программ методического обеспечения и развития семейного воспитания и родительского просвещения».

Актуальность выработки типовых форм, методических рекомендаций на федеральном уровне обуславливалась необходимостью обеспечить единство подходов, требований и терминологии, поскольку работа с родителями по-прежнему находилась в полной зависимости от традиций отдельных образовательных организаций и деятельности энтузиастов.

В целях реализации задач проекта были определены на региональном и муниципальном уровне методические принципы и организационные подходы по вопросам развития семейного воспитания и родительского просвещения, описаны подходы к разработке образовательных, методических и информационных материалов, адресованных педагогическим и административным работникам, по вопросам развития семейного воспитания и родительского просвещения.

Для обсуждения и решения проблем вовлечения родителей в воспитание и обучение детей были проведены три мастер-класса по вопросам реализации программ и внедрения моделей методического обеспечения и развития семейного воспитания и родительского просвещения. Продолжительность каждого мастер-класса – 1,5 часа. Количество участников – более 100 человек в каждом мастер-классе. По итогам проведения мастер-классов подготовлена брошюра.

Состоялась апробация 8 типовых моделей методического обеспечения и развития семейного воспитания и родительского просвещения для регионального и муниципального уровней:

1. Типовая региональная модель методического обеспечения и развития семейного воспитания и родительского просвещения, реализуемая органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования.

2. Типовая муниципальная ведомственная модель методического обеспечения и развития семейного воспитания и родительского просвещения, реализуемая на базе органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования.

3. Типовая региональная межведомственная модель методического обеспечения и развития семейного воспитания и родительского просвещения, реализуемая органами власти субъекта Российской Федерации.

4. Типовая региональная ведомственная модель методического обеспечения

и развития семейного воспитания и родительского просвещения, реализуемая органами ЗАГС субъекта Российской Федерации.

5. Типовая модель методического обеспечения и развития семейного воспитания и родительского просвещения регионального уровня, реализуемая на базе партнерства организаций.

6. Типовая муниципальная межведомственная модель методического обеспечения и развития семейного воспитания и родительского просвещения, реализуемая на базе органов местного самоуправления муниципального образования.

7. Типовая модель методического обеспечения и развития семейного воспитания и родительского просвещения регионального уровня, реализуемая на базе негосударственной образовательной организации.

8. Типовая модель методического обеспечения и развития семейного воспитания и родительского просвещения регионального уровня, реализуемая на базе негосударственной образовательной организации.

Также в рамках проекта прошла апробация 8 типовых Программ методического обеспечения и развития семейного воспитания и родительского просвещения для регионального и муниципального уровней, проведено их профессионально-педагогическое обсуждение:

1. Этика семейных отношений и семейные ценности.

2. Роль и функции семьи и родителей в воспитании детей.

3. История семьи и рода, семейные традиции.

4. Финансовая грамотность семьи.

5. Взаимодействие семьи и школы. Участие родителей в управлении образованием.

6. Информационная культура семьи.

7. Безопасный и здоровый образ жизни.

8. Семейное право.

Апробация прошла в октябре-ноябре 2018 года в 20 образовательных организациях 15 субъектов РФ всех федеральных округов. Представлено более 200 отзывов педагогов и родителей и подготовлены аналитические комментарии к типовым моделям и программам, на основе которых проведён аналитический этап, внесены ряд изменений и согласованный Заказчиком вариант отправлен в регионы Российской Федерации.

Разработка моделей позволила систематизировать педагогический методический опыт работы регионов, муниципалитетов, педагогов, обобщить лучшие практики научно-методического и практического освоения темы семьи и семейных ценностей. Разработка и апробация типовых программ обобщила огромную матрицу образовательного материала по самым востребованным у родителей тематик. С помощью подготовленных программ работники школы могут получить из родителей соратников, способных руководствоваться в воспитании своих детей теми же идеями, на которые опирается педагогический коллектив. Для успешного осуществления такой работы с родителями учитель получает мощный инструмент знаний, представление о современных особенностях семейного воспитания, формируется возможность донести эти знания в деликатной современной актуальной форме, не ставя под сомнение установки и позиции родителей.

Проведённый анализ, в том числе в рамках проведения мастер-классов, актуального состояния форм и методов, практик вовлечения родителей в учебно-воспитательную работу образовательных организаций является основой для формирования методологической и организационной базы укрепления взаимодействия родителей и образовательной организации в воспитательном процессе.

Разработанные материалы являются для органов государственной власти фундаментальным инструментом интеграции учебной и воспитательной работы, семейного и школьного воспитания и являются одним из факторов повышения жизненного уровня семьи с детьми. Отработанные механизмы и информационные материалы могут служить основой для широкого спектра учебно-воспитательных мероприятий.

Результаты работ применимы для принятия организационных решений по вопросам содержания и механизмов работы с родителями обучающихся образовательных организаций, развития информационно-методической базы по вопросам родительского просвещения, семейного воспитания, вовлечения родителей в образование, а также для развития системы родительского просвещения в образовательных организациях различных типов и видов.