На десятом занятии «Школы родительского образования для любящих мам и пап» раскроем тему диалога семьи и школы.
Занятие десятое.
1. Письмо любящим родителям.
Печально, но многие родители не знают, что по закону «Об образовании РФ» они являются участниками образовательного процесса.
Другими словами: мамы и папы имеют равные с педагогами права, и значит, несут равную с ними ответственность за результаты образования своих детей. Что же наблюдается в наших школах? На родительские собрания как не ходили, так и не ходит большая часть родителей. Да и тех, кто бывает в школьных стенах, педагоги используют как «девочек на побегушках».
Мы сами не верим в себя, и учителя не верят в родительские возможности, не доверяют ничего серьезного по организации жизни класса и школы, постоянно нарушают их права и права детей. Порой ругают мам и пап, а заодно и их чад за безответственное отношение к учебе. И при этом продолжают мечтать о сотрудничестве, о диалоге с семьей.
Конечно, я немного утрирую, но кто виноват в создавшейся ситуации?
Будем честны сами с собой – виноваты все: классные руководители, которые не хотят или не могут поменять свою педагогическую позицию, а единицы – «погоды не делают»; администрация школы, не желающая признавать данное направление деятельности педагогического коллектива приоритетным; районные управления образования, для которых главными являются ЕГЭ, профилизация, модернизация, оптимизация, и родительское мнение по поводу всех этих «заций» никого из них не интересует. И это лишний раз подтверждает, что сотрудничество с семьей остается очередным поводом для демагогии управленцев всех уровней. Хотя и здесь есть счастливые (правда, единичные) исключения.
Виноваты и мы, родители: большинству из нас удобно отдать ребенка в школу, а потом только предъявлять претензии к учителям.
И самое печальное в этой ситуации – никто не хочет признать свою вину, каждый находит для себя оправдания – маленькая зарплата, критическая масса управления, большая занятость, отсутствие свободного времени для общения с собственными детьми и т.д. и т.п.
Конечно, надо бы не оправдываться, а всем вместе делать доброе дело: создавать условия для качественного образования детей.
Грамотная организация делового партнерства образовательного учреждения и семьи изменит родительскую позицию: мамы и папы поймут, что ребенок принадлежит семье, а в связи с этим у них есть не только права, но и обязанности перед собой, перед школой, перед своим ребенком.
Родители и педагоги, улыбнитесь друг другу и обязательно вспомните, что вас объединяет и делает союзниками ребенок, любовь к нему и забота о его будущем ставят вас в ряд деловых партнеров.
Сядьте, наконец, рядышком, и договоритесь, как вы будете делать одно общее дело – воспитывать достойного, успешного и счастливого человека.
И, как знать, может быть, и для большинства мам и пап быть хорошим родителем станет престижно. (Из книги Е.В. Бачевой «Мои родительские уроки»)
2. Размышление наедине с собой.
Ответьте на вопрос: «К какой группе участников образовательного процесса Вы относите себя и почему?»
20% - активные организаторы жизни детско-взрослого сообщества класса.
60% - те, что «сидят на заборе», другими словами, просто наблюдатели. Иногда, в зависимости от дела, переходящие в роль участников.
12-15% - постоянно отсутствующие, половина из них вынужденно отсутствующие (работа в ночную смену, командировки, болезнь и др.).
5-8% - оппозиция: может быть конструктивная – с ней можно договориться, а может быть агрессивная – не идет на сотрудничество ни при каких условиях.
А, может быть, ради счастья детей подкорректируем свою родительскую позицию. И школьные годы запомнятся нашим сыновьям и дочкам походами по родному краю, встречей рассвета на берегу речки, искренними разговорами на тему «Что значит быть порядочным человеком», совместными флэш-мобами в день учителя и т.д.
3. Моя родительская позиция.
Посмотрите видеоролики «Дети, любовь и семья» и «Сотрудничество семьи и школы».
Ваша точка зрения – закончите следующие предложения:
· Для ребёнка участие родителей в делах класса ___________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
· Родитель – организатор классных и школьных дел – для своих друзей и коллег ___________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
· Быть лидером в классе для самого родителя ____________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Как часто можно слышать от воспитателей и учителей: «Я провела родительское собрание». Но ведь, таким образом, педагоги нарушают права отцов и матерей, порой, сами не подозревая об этом.
Родительское собрание – это высший орган самоуправления в коллективе родителей.
Многие педагоги считают, что родители сами не смогут провести собрание, но это не так. Надо просто подсказать, как это правильно делается.
Классный руководитель, воспитатель проводят не родительские собрания, а встречи любящих родителей. В самом начале встречи, минут за 10, проинформируют родителей, где и в чём отличилась по-доброму школа, в которой учатся их дети, кто из учеников сделал значительные успехи в своём ученическом труде. Можно сказать и о проблемах, что появились в классе, и попросить родителей принять участие в их решении.
Остальное время на встрече любящих родителей посвятить родительскому образованию – урокам семейной любви. Таким образом педагогическое образование воспитателей и учителей использовать необходимо по назначению! (Из книги Е.В. Бачевой «Мои родительские уроки»).
4. Необязательная подсказка
Домашние вечера родительского актива
Поочередный сбор лидеров родительских «пятёрок» в квартирах, на дачах, в кафе или в парке…. Раз в месяц (лучше – в определенный день, например, последний четверг месяца) актив координирует деятельность своих «пятерок», планирует основные подходы к организации классного дела и самое главное – общается. Не мудрите и не тратьтесь: пусть это будет свежий чай с вашими фирменными пирожками, обменом рецептами и правилами работы со «своими» семьями. Эти вечера заменяют традиционные заседания родительского комитета. И главное – будут результаты.
«Классная цепочка»
Лидеры имеют номера телефонов друг друга и «своих» семей. Из последних телефонных номеров лучше, действительно, выстроить цепочку: – лидер Татьяна Ивановна звонит Нине Тимофеевне, та следующей маме. Последний в цепочке звонит своему лидеру – Татьяне Ивановне – информация получена, оперативно решаются вопросы жизни класса, экономится время, улучшаются результаты работы.
На сегодня современные родители создают группы и чаты в социальных сетях.
Карта активности родителей
Напоминает развернутый лист классного журнала: список по «пятеркам», с датами и условным обозначением роли той или иной семьи в конкретном деле: «О» – организатор, «У» – участник, «П» – присутствующий, « - » – отсутствующий.
Вторая половина карты отражает «правую» страницу журнала: дата и мероприятие.
Карта активизирует деятельность семей, «пятерок», родительских коллективов. К тому же служит основой для поощрения мам и пап.
Материалы в помощь родительским активам
«Академия родительского образования» предлагает в помощь родительским активам методические материалы, размещенные в группе «Ассоциация родительских комитетов Прикамья»:
1. Положение о родительском комитете класса
2. Положение о родительском собрании класса
3. Памятка родительскому комитету по подготовке и проведению родительского собрания
4. Меморандум отцов и матерей России
5. Метод. рекомендации по работе с Меморандумом родителей
6. Положение о поощрении родителей и семей учащихся школы
7. Метод. рекомендации по ритуалу посвящения в родители
8. Проект «Родительские инициативы». Из опыта работы МБОУ «Березовской школы №2» Березовского муниципального района Пермского края
9. Запись вебинара по родительскому самоуправлению от 24 августа 2019 г.
Ссылка для скачивания материалов
5. Итоги десятого занятия в Школе родительского образования.
Это занятие для меня/для нас_____________________________________ ___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Уважаемые мамы и папы, это последнее занятие дистанционного курса «Ради счастья детей». Авторский коллектив – Бачева Елена Владимировна, Кабирова Анна Владимировна и Бачева Светлана Викторовна – благодарит вас, что были с нами! Будем вам признательны, если вы свои отзывы пришлете на нашу почту: domelena51@mail.ru.
Оставайтесь дома – берегите себя и своих близких!
Автор материалов - ЧОУ ДПО «Академия родительского образования», сайт: http://www.aro-perm.ru/, группа «ВКонтакте»: https://vk.com/aro.proekt
#народныйродительскийантивирус #национальнаяродительскаяассоциация #НРА