Он-лайн центр информационной
поддержки родителей

Всероссийский конкурс центров и программ родительского просвещения

26.09.2019

Анализ результатов ранее выполненных работ по вопросам работы с родителями, вовлечения родителей в образование.

Часть 8.

В соответствии с Государственным контрактом от 18 апреля 2017 года № 03.Д06.11.0003 «Организация и проведение Всероссийского конкурса центров и программ родительского просвещения» был проведен обзор современных практических и концептуальных подходов к родительскому просвещению, который позволил сделать выводы о том, что основными характеристиками состояния современного родительского просвещения являются:

1.       Основная масса программ и практик адресована родителям, воспитывающим детей дошкольного возраста. Такие программы и практики реализуются преимущественно на базе дошкольных образовательных организаций. Также родителям дошкольников посвящены большинство информационных ресурсов, треннинговых и развивающих программ, реализуемых тренерами и негосударственными структурами.

2.       Преимущественно по тематике развиваются психолого-педагогические программы.

3.       Крайне не достаточно представлены программы и проекты, направленные на развитие родительских компетенций в такой важной сфере воспитания, как физическое воспитание, не развиты, несмотря на имеющийся запрос общества, тематики связанные с изучением истории семьи и рода, национальных семейных и свадебных традиций, экономики семьи, семейного права.

4.       Подавляющее большинство программ имеют локальный характер и являются частью учебного и воспитательного процесса. Работа с родителями не выводится в самостоятельное, комплексное направление работы.

5.       В общем доступе немного материалов, демонстрирующих практику работы, содержащих методические и иллюстративные материалы, на основании которых возможно качественное тиражирование опыта.

6.       В основном программы реализуются на площадках юридических лиц, авторские программы довольно немногочисленны.

7.       Подавляющее большинство программ и проектов реализуется на базе государственных и муниципальных организаций. Крайне немного проектов, реализуемых НКО или коммерческими организациями.

8.       Крайне незначительна и некачественна система информирования. Даже при том, что практика (программа) заявлена как региональная, найти сведения о её реализации, как и о её содержании, конкретных темах, методах затруднительно. Эта ситуация усугублена крайней информационной закрытостью НКО в целом.    

Подготовлена Классификация Центров и программ родительского просвещения, работающих в регионах Российской Федерации.

Разработка Интернет-модуля на сайте Исполнителя http://centerpros.ru, посвященного проведению Всероссийского конкурса Центров и программ родительского просвещения, обеспечила возможность размещения новостных и информационных материалов, конкурсных работ участников, поиска необходимых материалов среди размещенных и взаимодействия с ними.

Введен в эксплуатацию Интернет-модуль на сайте Национальной родительской ассоциации, посвященного проведению Всероссийского конкурса Центров и программ родительского просвещения с обеспечением возможности функционирования Интернет-модуля на сайте Национальной родительской ассоциации в сети Интернет в течение одного года с момента начала его функционирования.

Проведение Всероссийского конкурса Центров и программ родительского просвещения показало всю палитру методической и образовательной работы в субъектах РФ.

          Всего на Конкурс было принято 240 конкурсных работ из 44 субъектов Российской Федерации по 5 следующим номинациям:

1.       Программы и проекты, направленные на общее развитие родительских компетенций (73 заявки)

2.       Программы и проекты родительского просвещения психолого-педагогической направленности (79 заявок)

3.       Программы и проекты родительского просвещения гуманитарной тематики (юридическое, историческое, культурологическое, экономическое родительское просвещение) (14 заявок)

4.       Программы и проекты, направленные на образовательную и коррекционно-развивающую работу с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ, детей-инвалидов (47 заявок)

5.       Программы и проекты родительского просвещения, направленные на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни (27 заявок).

Экспертное Жюри своим решением определило 31 лучшую конкурсную работу, средний балл которых 150 баллов и выше для размещения в итоговом сборнике.

Распространение данного сборника лучших практик, значительный творческий массив разработок со всей страны, в потенциале формируют мощную методическую базу для создания единой библиотеки семейной тематики по вопросам работы родительского просвещения.

Торжественное награждение победителей, прошедшее в стенах Министерства образования и науки Российской Федерации, стало символичным знаком, продемонстрировавшим приверженность государства к развитию системы родительского просвещения, вызвало энтузиазм участников и простимулировало к продолжению работы по пропаганде семейных ценностей.