Он-лайн центр информационной
поддержки родителей
25.07.2019

Возможно ли найти гармоничный способ взаимодействия родителей, учеников и школы? Да! Читайте, как это удалось сделать в одной из российских школ.

В статье представлен опыт организации работы с родителями в МБОУ «Нововаршавская гимназия» р. п. Нововаршавка Нововаршавского района Омской области.

Научить ребёнка жить в гармонии с собой и окружающими его близкими людьми, уважать старших, быть честным и искренним, уметь общаться и ладить с разными людьми – задача прежде всего семьи. Школа должна помочь родителям и детям осознать и сформировать ценности семьи, организовать совместную работу так, чтобы родители и педагоги двигались в одном направлении в стремлении вырастить настоящего человека, развитого духовно и нравственно.

Педагогическим коллективом гимназии найдены новые технологические подходы к воспитанию, которые не только формируют сопричастность детей к духу семьи, её нравам и традициям, но и делают их сотворцами новых, становящихся явлений сельской действительности.

Научение «искусству жить» осуществляется на основе сложившегося уклада семьи и села. Каждая семья в селе вносит свой вклад в созидательную среду села, представляя собой «индивидуальную частную родительскую школу» со своими «уставами», нравственными ценностями, традициями. Жизнь ребёнка в школе – это жизнь семьи, её представителей «на миру», где демонстрируются ценности, которые ребёнок как посредник привносит в сельское сообщество. В свою очередь, проживая вместе с детьми определенные ценностные отношения в школе, родители переносят их в семейную жизнь. Образовательный процесс интегрирован с хозяйственной, социально-экономической, культурной и общественной жизнью села. Это и есть воспитание «всем миром», создающее благоприятные условия для социального опыта и саморазвития личности.

Цель педагогического взаимодействия семьи и школы – личностно-созидательное становление ребёнка через жизнедеятельность сельского сообщества; использование потенциала сельской семьи в развитии ключевых компетенций ребёнка, его ценностных социальных ориентаций, творческого потенциала, гражданской идентичности на основе интеграции развивающего потенциала семьи и школы.

В гимназии определены направления и формы работы с учащимися во внеурочное время, адекватные условиям школы, разработана модель сотрудничества с родителями в реализации внеурочной деятельности.

Содержание гражданского образования формируется с учетом образовательных запросов учащихся и родителей, а также с учётом потребности общества в гражданине – глубоко нравственном человеке.

Организация взаимодействия школы и семьи осуществляется в следующих направлениях:

-     повышение педагогической культуры родителей учащихся путем проведения событийно-значимых дел школы: родительские недели, родительские университеты, уроки в семейных гнездах, парковые лаборатории, отчетный концерт с участием педагогов, родителей и детей, фестиваль «Семья года»;

-       совершенствование межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий: легкоатлетическая эстафета ко Дню Победы, классно-семейный Новый год, День гимназии, Парад достижений, Декабриада, Апрелиада, месячник по военно-патриотическому воспитанию, интеллектуальные и спортивные игры.

Сотрудничество педагогов, учащихся, родителей реализуется во внеурочное время в течение всего года, включая каникулярное время, в различных формах совместной деятельности. Это дает школьникам возможность выбора, проб. Учащиеся попадают в разные ситуации деятельности, меняют позиции, роли, осваивают новые виды деятельности, приобретают новые способности, отношения, связи. Событийно-значимые дела распределены таким образом, что в каждом месяце проводится одно-два ярких, насыщенных события.

Уникальным примером таких событий являются «Уроки в семейных гнездах». По сути, это демонстрация лучшего семейного опыта сельских тружеников. Содержание данных уроков не представлено ни в одном учебном предмете – это реально видимый, ощутимый образ жизни в его одухотворенном проявлении отдельного человеческого рода. «Уроки в семейных гнездах» – интегрированные уроки реальной жизни. Целью этих уроков является научение детей «искусству жить». Это «урок на дому», проводимый членами семьи для одноклассников своего сына или дочери, внука или внучки. Это содержание образования, основывающееся на многолетнем опыте поколений того или иного семейного рода.

Как правило, таким урокам предшествует многоплановая работа в классных коллективах: подбор семьи, встреча и совместное обсуждение со взрослыми членами семьи содержания будущего урока, работа с учащимися над правилами этикета, общения, включающая в себя психологические тренинги, тренинги общения, изготовление сувениров, подготовку культурной программы. Для хозяев это, прежде всего, возможность поделиться опытом воспитания детей в семье, общения друг с другом, опытом ведения хозяйства, совместного творчества; для гостей – возможность поучиться, как жить, работать для того, чтобы в дальнейшем вить свое семейное гнездышко, строить взаимоотношения в семье на основе любви, взаимопонимания, доверия и сотрудничества.

Другая интересная форма работы – «Урок родителя», направленный на формирование уважения к людям труда, воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости.

Уроки родителей могут проходить как школе, так и непосредственно на предприятиях и в организациях, где работают родители. Формируются разновозрастные группы детей, которые вместе со своим классным руководителем выходят на образовательную экскурсию на одно из предприятий поселения.

Это лишь два примера интересных форм работы педагогов гимназии с детьми и родителями, которые демонстрируют их неравнодушное, неформальное отношение, постоянный поиск эффективных форм и технологий родительского просвещения и семейного воспитания.

Основные подходы к организации взаимодействия с родителями в Нововаршавской гимназии, формы совместной деятельности семьи и школы в условиях реализации ФГОС отражены в Методических материалах «Использование потенциала родителей в условиях реализации ФГОС в Нововаршавской гимназии», разработанных педагогическим коллективом гимназии.