Он-лайн центр информационной
поддержки родителей

Семейное наставничество или о роли бабушек, дедушек и других родственников в жизни семьи

Елена Анатольевна Антошко, старший научный сотрудник Центра инноваций и экспертизы в сфере образования ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования», Председатель Правления Карельского регионального общественного благотворительного фонда «Центр развития молодежных и общественных инициатив», со-руководитель Карельской партнерской Школы заботливых и любящих родителей и прародителей «Родник моей Души»

Выбирая родителей и род, душа ребенка надеется приобрести лучший опыт проявления себя как члена семьи, личности, гражданина. И от того насколько родители, прародители, многочисленные родственники готовы стать семейными наставниками, показывающими пример развития собственного творческого потенциала и умеющие раскрывать потенциал других, зависит какие нравственные выборы сделают дети и как сложится их жизненный путь.

В семейной истории России у каждого члена семьи была важнейшая духовная ответственность, которая выступала и важнейшим фактором гармоничного и полноценного воспитания ребенка.

Авторы работы «Православная семья» Шестун Е., Погудина Н. описывают это так: «Мама вносит свою заботу, уход за ребенком, ласку и строгость, папа – защитник и кормилец, но и высший авторитет и судья. Дедушка смягчает мудростью, бабушка добротой и всепрощением, крестный заботится о духовном воспитании, тетки балуют, дядья устраивают интересные игры и походы, старший брат – образец к подражанию, младший – оруженосец в играх и проказах. Все вместе – семейная симфония (в идеале). Бабушка и дедушка уважения достойны за становление семьи в прошлом, за всё то самопожертвование и труды, и заботы, благодаря которым семья состоялась, – и чтобы в будущих поколениях она сохранила гармонию и достоинство и помогла духовному росту и спасению души».

Духовно-нравственные качества семейных наставников в принятии детьми и молодежью общечеловеческих ценностей, в научении их мудрости жить добродетельно и воспитании в них истинной чистоты сердца – были лучшим примером и наставлением молодому поколению в праведном поведении, в ответственности за свою жизнь и жизнь близких людей, в грамотном и уважительном выстраивании отношений со старшими и сверстниками.

Исследователь народной педагогики Г.Н. Волков в своих работах раскрывает место и роль духовно-нравственных ценностей родителей и прародителей, как духовных наставников, отвечающих «за культуру семейных отношений:

  • любовь друг к другу мужа и жены;
  • любовь к детям, культ ребенка;
  • любовь к матери, переходящая в культ; - уважение к отцу; - преданность семье, роду, памяти предков
  • культ предков;
  • трудолюбие;
  • любовь к человеку, к Родине;
  • искренность и открытость, честность;
  • чувство справедливости, взаимной терпимости, благодарности и др.».

Несомненно, что на формирование личности человека на протяжении всей его жизни влияет достаточно большое количество наставников, сопровождающих его в раскрытии талантов и способностей, получении образования, выборе профессии, становлении профессионального мастерства, проявлении общественного потенциала, но очевидно и то, что именно семейные наставники оказывают особое влияние на сценарий будущей жизни человека, его успешность, состоятельность, востребованность в социуме.

Факторами, влияющими на готовность человека к полноценному проявлению роли семейного наставника являются:

Фактор лучшего примера:

  • наличие позитивного опыта гармоничных отношений мужчины и женщины, мужа и жены, родителей и детей, прародителей и внуков, родственников, соседей, коллег и т.д.

Фактор ценностных предпочтений:

  • принятие и проявление главных человеческих ценностей любви, добра, уважения, трудолюбия, милосердия, ответственности за себя и близких и др.

Фактор непрерывного развития:

  • проявление постоянного и системного культурного саморазвития и духовного самосовершенствования;
  • умение раскрывать свой творческий потенциал, способности и таланты жизнетворчества;
  • умение видеть в близких наставников, в том числе в детях, и принятие с благодарностью уроков жизни, приходящих через них.

Фактор осознанности:

  • ответственность за совершаемый выбор в создании семьи и ее дальнейшем развитии;
  • ответственность за позитивный пример в реализации своих социальных ролей наилучшим образом;
  • ответственность за проявление единства с самим собой, близкими людьми, природой, миром.

Фактор компетентности:

  • знание об особенностях развития семейных отношений и семейного воспитания и стабильное и последовательное проявление их в практической деятельности.

Источник: Е.А. Антошко. Семейное наставничество как фактор развития творческого потенциала семьи // ИСКУССТВО БЫТЬ ВМЕСТЕ, г. Петрозоводск 2013г. – С. 134 – 136.

Оригинал статьи