Большинство российских семей, попавших в ситуацию спора с банком или столкнувшихся с трудностями при выплате кредита, в прямом смысле слова не знают, куда податься. Услуги юристов дороги, да еще немало мошенников нагревают руки на финансовой неграмотности заемщиков... Между тем вот уже несколько лет в России действует институт финансового омбудсмена.
В последнее десятилетие российский финансовый рынок развивается активными темпами. Задолженность российских семей по кредитам на 1 января 2018 года составила более 10,8 трлн руб., вклады физических лиц – более 24,2 трлн руб., что говорит о широкой вовлеченности населения в сферу финансовых услуг. Многие семьи сталкиваются с обязательным страхованием, привлекают микрозаймы, участвуют в операциях на рынке Форекс.
В судах растет количество споров физических лиц с финансовыми организациями. Наиболее типичными являются случаи навязывания услуг, установления комиссий, необоснованно высоких процентов. В настоящее время в целях защиты прав потребителей финансовых услуг свою деятельность, помимо судов, осуществляет Центральный банк РФ, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. В качестве дополнительной меры, которая позволит значительно улучшить систему защиты прав потребителей финансовых услуг, выделено законодательное закрепление института финансового омбудсмена. Его полномочия включают в себя разрешение споров по основным видам финансовых услуг: в банковской и страховой сферах, пенсионном обеспечении. Исполнение решений омбудсмена позволяет финансовой организации сохранить репутацию. Помимо функции по досудебному урегулированию споров, финансовый омбудсмен выполняет и консультативную деятельность, способствует повышению финансовой грамотности.
В Российской Федерации прообраз института финансового омбудсмена был создан в конце 2010 года Ассоциацией российских банков, и с тех пор им является Медведев Павел Алексеевич. С момента создания в октябре 2010 года по конец 2016 года финансовым омбудсменом Ассоциации российских банков было рассмотрено 31,4 тыс. обращений.
Финансовый омбудсмен – необходимая должность на теперешнее время, когда активно рекламируется доступность кредитов, а физические лица не всегда понимают, за что списывается комиссия и как насчитываются проценты. Функции финансового омбудсмена, как следует из самого определения этой должности, сводятся к внесудебному рассмотрению споров между банками и клиентами. При этом под клиентами понимаются исключительно физические лица, а стоимость предмета спора, входящего в компетенцию омбудсмена, не может превышать 300 000 рублей. Правда, наиболее популярные кредитные продукты в основном «вписываются» в это ограничение.
Нередко банки и микрофинансовые организации пользуются отсутствием финансовой грамотности у людей и подсовывают им невыгодные договора, которые выполнить очень сложно.
Также часто клиенты становятся жертвами технических ошибок, низкой компетенции или осознанных действий сотрудников финансового учреждения, в результате которых со счетов списываются деньги или насчитывается больше процентов и комиссий, чем обусловлено в договоре.
Защищать наших родителей, их детей от подобных действий банков и МФО – вот главная задача общественного защитника. К нему также стоит обращаться, когда с финансовым учреждением не получается договориться о реструктуризации задолженности, а обслуживать долг своевременно уже заемщик не может.
Финансовый омбудсмен не берёт плату с физических лиц, что обусловливает большой поток заявлений от людей с просьбами урегулировать проблемную ситуацию.
Среди недостатков сложившейся системы деятельности финансового омбудсмена при Ассоциации российских банков можно отметить следующее.
Во-первых, в настоящее время в Российской Федерации отсутствует законодательная база, регулирующая статус, права, обязанности и полномочия финансового омбудсмена. Деятельность финансового омбудсмена основывается на актах, утвержденных Советом ассоциации российских банков. Проект закона «О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций» прошел первое чтение в Государственной Думе в 2014 году. В конце 2016 года ответственным за доработку законопроекта назначен комитет Государственной думы по финансовому рынку. Однако окончательная судьба закона пока не ясна.
Во-вторых, финансовый омбудсмен Ассоциации российских банков рассматривает споры только в том случае, если финансовая организация (банк, страховая компания, микрофинансовая организация) подписала Декларацию о передаче споров финансовому омбудсмену. Следовательно, если такого соглашения нет, то и спор рассматриваться не будет. Рядовому родителю достаточно сложно понять, подавала ли финансовая организация подобную декларацию. Такой подход существенно сужает возможности по защите прав потребителей финансовых услуг за счет помощи финансового омбудсмена, так как многие участники рынка не подписывают Декларацию.
В-третьих, недостаточно высокая эффективность работы финансового омбудсмена связана с тем, что региональные представительства имеются только в Башкирии, Тамбовской, Тюменской, Липецкой областях, Пермском и Краснодарском краях. Жители других регионов лишены удобного и бесплатного способа защиты своих прав. Наконец, ещё одна принципиальная проблема связана с низкой осведомленностью потребителей о финансовом омбудсмене и его деятельности. Основной причиной этой проблемы является низкая финансовая грамотность граждан. Значительной части населения незнакомо даже само слово «омбудсмен», не понятен порядок обращения и возможные результаты рассмотрения спора.
Подводя итоги, можно сказать следующее. В условиях резкого роста вовлеченности населения в договорные отношения с финансовыми организациями, низкой финансовой грамотности возрастает потребность в создании и законодательном закреплении института финансового омбудсмена в Российской Федерации.
При разработке новой законодательной модели необходимо учесть нормы законов «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка», «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». В целях обеспечения равенства прав потребителей финансовых услуг необходимо создание региональных представительств уполномоченного в каждом субъекте Российской Федерации.
Придание финансовому омбудсмену необходимого законодательного статуса позволит решить целый ряд накопившихся проблем в сфере защиты наших семей как правопотребителей финансовых услуг:
‒ снизит остроту споров между участниками финансового рынка;
‒ позволит сократить судебные и временные издержки на рассмотрение споров;
‒ улучшит общий инвестиционный климат на финансовом рынке Российской Федерации.
Обобщение опыта деятельности финансового омбудсмена в дальнейшем может стать основой и для законотворческой деятельности, направленной на защиту финансового благополучия родителей, детей и будущего в целом.
Адрес местонахождения финансового омбудсмена: г. Москва, Скатертный пер., д. 20, стр. 1.
Телефон: +7(495)957-81-81; электронная почта: finomb@arb.ru, finomb.arb@yandex.ru.
Почтовый адрес секретариата: 107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12.
Также можно самостоятельно занести письмо по адресу: г. Москва, Сандуновский пер., дом 3/1, на конверте необходимо написать «Финансовому омбудсмену».
В первую очередь принимаются в работу заявления, присланные по электронной почте или поданные в секретариат.