Он-лайн центр информационной
поддержки родителей

Деловая игра «Бюджет молодой семьи»

26.09.2019

Развитие семейной экономики напрямую зависит от правильно запланированного бюджета. Если в семье умеют пользоваться экономией в разумных пределах, то такой брак будет существовать без наличия конфликтов на данной почве. Жизнь всех членов семьи будет слаженной.

Каждая семья должна планировать свою модель семейной экономики, подходящую именно для её варианта жизни. Возможности ни в коем случае не должны расходиться с потребностями или наоборот, но в любом случае эти два понятия должны работать в тандеме. Только в таком варианте модель экономики семьи будет признана хорошо спланированной.

Игровая форма лучше всего подходит для понимания терминологии и принципа функционирования, а командная работа укрепляет внутренние межличностные связи.

Целью игры является использование активных методов взаимодействия в группах, получение элементарных экономических знаний и понимание основных принципов планирования семейного бюджета.

В результате игры молодая семья научится составлять семейный бюджет, исходя из имеющейся жизненной ситуации, принимать стратегически правильные финансовые решения и вырабатывать тактику их реализации.

Основные рассматриваемые понятия: семейный бюджет, доходы, расходы, сбережения, долги.

            Материалы

• карточки с описанием семей (варианты для примера – в Приложении 1);

• бланки годового бюджета (Приложение 2);

• список событий (Приложение 3);

• информационные листы (Приложение 4);

• оценочные листы (Приложение 5);

• игральные кости (минимум 2 шт., в идеале – одна пара костей на группу);

• таймер;

• бумага для расчетов;

• калькуляторы;

• фломастеры трёх цветов для каждой команды.

Правила игры

Время проведения: 2 часовых модуля с перерывом в 10–15 минут.

В игре принимают участие 4–6 команд по 4–5 человек в каждой команде, представляющей семью. Кроме этого, должна быть сформирована группа финансовых контролеров, проверяющих записи в бюджете. В её обязанности входит проверка вычислений и правильности уплаты налогов, использования страховых полисов и назначения пеней.

Команда получает один из вариантов карточек с описанием семьи и её текущего имущества. Если играют четыре команды, используются два варианта карточек; если шесть команд, то три. Кроме этого, все команды получают информационные листы с указанием размеров расходов и уровня цен товаров и услуг.

На основе полученной информации команды составляют собственный бюджет, самостоятельно определяя расходы. Расходы на текущее потребление не должны быть меньше минимальной стоимости потребительской корзины. Расходы на страхование должны быть не меньше обязательных платежей для данной семьи. Остальные расходы определяются командами. Семья может приобретать вещи, накапливать сбережения, покупать акции.

В процессе игры команды получают сообщения о событиях, в связи с которыми надо принять решения и изменить бюджет семьи. События перечислены в нумерованном списке. Номер события определяют капитаны команд одного варианта, бросив две игральные кости. Сумма очков соответствует номеру события (поэтому начальным значением в списке является минимально возможное число – «2»).

В оценочном листе перечислены критерии, по которым оценивается результат. В нём проставляются самооценка команды и её оценки другим командам.

Кратко процедура проведения и тайминг игры изложены в Приложении 6.

Финансовые контролеры оценивают команды по следующим критериям:

A.    Знание, понимание основных принципов экономической жизни общества; понимание и правильное использование экономических терминов.

B.     Обработка, анализ и представление информации в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм.

C.     Сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, установление аналогий и причинно-следственных связей.

D.    Оценка экономических ситуаций: определение позитивных и негативных последствий решений и действий.

E.     Представление результатов: соответствие темы и содержания, структурированный материал, логичное и понятное изложение, качество устного или письменного текста, умение задавать вопросы и отвечать на них.

В индивидуальную ведомость результаты заносятся после окончания игры, причем члены команды определяют вклад каждого. Максимальный балл, который можно получить по каждому критерию, соответствует баллам команды. Если кто-то из членов команды работал меньше других, его индивидуальный балл снижается.

Приложение 1

Семейные карточки

Семья 1

Член семьи

Доход (рублей в месяц)

Имущество общее

Дедушка

Бабушка

Папа

Мама

Сын, ученик 11 класса

Дочь, ученица 6 класса

Дочь, ученица 2 класса

Пенсия – 15 000

Пенсия – 15 000

Зарплата – 80 000

Зарплата – 70 000

 

·        Четырёхкомнатная квартира

·        Автомобиль

·        Дача

·        Вклад в банке – 500 000 рублей

 

Семья 2

Член семьи

Доход (рублей в месяц)

Имущество общее

Бабушка

Папа

Мама

Сын, студент

Сын ученик 10 класса

Пенсия – 15 000

Зарплата – 100 000

Зарплата – 120 000

Стипендия – 3 000

 

·        Трёхкомнатная квартира

·        Автомобиль

·        Вклад в банке – 1 500 000 рублей

·        1000 акций по 100 рублей

 

 

 

 

Семья 3

Член семьи

Доход (рублей в месяц)

Имущество общее

Папа

Мама

Дочь, ученица 11 класса

Зарплата – 90 000

Зарплата – 90 000

·        Двухкомнатная квартира

·        Автомобиль

·        Дача

·        Вклад в банке – 1 000 000 рублей

 

 

Семья 4

Член семьи

Доход (рублей в месяц)

Имущество общее

Дедушка

Папа

Мама

Дочь, ученица 8 класса

Пенсия – 10 000

Зарплата – 110 000

Зарплата – 70 000

·        Трёхкомнатная квартира

·        Автомобиль

·        500 акций по 200 рублей

 

 

При необходимости карточка одной семьи может быть использована в двух командах одновременно.

 

Приложение 2

Годовой бюджет семьи

 

Семья ______________________________________________

Доходы

Расходы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       Баланс:__________________________________________________

Приложение 3

Список событий игры

 

Сумма на кости

Событие

2

Ваша семья отправляется в зарубежную туристическую поездку.

 

3

Вы получили в наследство однокомнатную квартиру.

 

4

Ваша машина получила повреждения в результате аварии, происшедшей по вашей вине.

5

Ваша машина получила повреждения в результате аварии, происшедшей не по вашей вине.

6

У вас родился ребенок.

 

7

Ваш ребенок при поступлении в университет набрал достаточное количество баллов для поступления на бюджетное отделение.

8

Ваш ребенок при поступлении в университет не набрал достаточного количества баллов для поступления на бюджетное отделение.

9

Из-за небрежного использования стиральной машины соседи, живущие над вами, затопили вашу квартиру.

10

Из-за небрежного использования стиральной машины вы затопили

квартиру соседей, живущих под вами.

11

Глава семьи получил премию 300 000 рублей.

 

12

Супруга приняла участие в игре «Как стать миллионером» и выиграла 400 000 рублей.

 

 

Приложение 4

Информационный лист

 

Вид дохода/расхода, услуг и т.д.

Цена/ставка

1

Минимальная стоимость потребительской корзины на одного человека в месяц

10 000 рублей

2

Оплата коммунальных услуг, включая телефон, электричество и интернет

10 000 рублей

3

Цена однокомнатной квартиры

4 000 000 рублей

4

Цена двухкомнатной квартиры

6 000 000 рублей

5

Цена трёхкомнатной квартиры

9 000 000 рублей

6

Цена четырёхкомнатной квартиры

12 000 000 рублей

7

Стоимость дачного участка с домом

6 000 000 рублей

8

Налог на недвижимость

0,1% стоимости

9

Налог на автомобиль

2 000 рублей/год

10

Подоходный налог

13%

11

Добровольное страхование квартиры

150 рублей/месяц

12

Добровольное страхование имущества

100 рублей/месяц

13

Арендная плата за однокомнатную квартиру

20 000 рублей/месяц

14

Ставка налога для любых выигрышей и призов, получаемых в конкурсах, играх и других мероприятиях, проводившихся в целях рекламы

35%

15

Стоимость полиса КАСКО

30 000 рублей

16

Стоимость полиса ОСАГО

6 000 рублей

17

Стоимость туристической путевки

30 000 рублей на человека

18

Стоимость обучения на коммерческом отделении университета

100 000 рублей/год

19

Материнский капитал

500 000 рублей

20

Пособие по уходу за ребенком

12 000 рублей/месяц

21

Процентная ставка по вкладам

10%

22

Процентная ставка по кредитам

15%

23

Цена акции

100 рублей

24

Дивиденды

10% в год

25

Пеня за неуплату коммунальных услуг

10 рублей в день

 

Приложение 5

Оценочный лист

 

Команда

 

Критерий

 

 

 

 

 

 

A. Термины поняты и правильно использованы

 

 

 

 

 

 

B. Таблица заполнена верно и аккуратно

 

 

 

 

 

 

C. Изменения бюджета соответствуют событиям

 

 

 

 

 

 

D. Решения приняты верно

 

 

 

 

 

 

E. Выступление команды четкое и лаконичное, вопросы заданы по существу, ответы соответствуют вопросам

 

 

 

 

 

 

ИТОГО:

 

 

 

 

 

 

 

ВНИМАНИЕ! По каждому критерию можно получить максимум 5 баллов.

 

Приложение 6

Процедура проведения и тайминг игры

 

1.      Введение в игру

(ведущий объясняет принципы игры и её основные правила)

10–15 мин.

2.      Формирование команд

(присутствующие разбиваются на 1–2–3–4…, либо по любому другому принципу; формируют от четырёх до шести команд по 4–5 человек в каждой)

5 мин.

3.      Раздача карточек

3–5 мин.

4.      Составление годового бюджета на основе данных карточек и информационных листов

(записи делаются фломастером одного цвета; в строках бюджета должно быть оставлено место для исправлений)

20 мин.

5.      Определение событий для каждой семьи

(капитаны команд – «главы семей» – бросают игральные кости)

1–2 мин. на команду

6.      1-я корректировка бюджета в связи с событием

(записи делаются под первоначальным вариантом фломастером другого цвета)

10 мин.

7.      Определение следующих событий для каждой семьи

1–2 мин. на команду

8.      2-я корректировка бюджета в связи с событием

(записи делаются под вторым вариантом фломастером другого цвета)

10 мин.

9.      Определение следующих событий для каждой семьи

1–2 мин. на команду

10. 3-я корректировка бюджета в связи с событием

(записи делаются под третьим вариантом фломастером другого цвета)

10 мин.

11. Дискуссия: представление решений каждой команды, вопросы, замечания

20 мин.

12. Подведение итогов: выставление оценок и самооценок, определение победителей

10    мин.