Y
Он-лайн центр информационной
поддержки родителей

Семья дошкольника в информационной культуре.

12.05.2018

Семья дошкольника в информационной культуре. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Педагог должен стать координатором виртуального информационного потока. Обучение ребенка использованию ИКТ технологий даст ему возможность расширить области коммуникации со взрослыми и сверстниками, сформирует умение принимать совместное решение, способность к кооперации с другими детьми.

Как известно, целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования являются следующие показатели:

  • Положительное отношение ребенка к миру, к другим людям, к самому себе;

  • Активное взаимодействие со сверстниками;

  • Способность к сотрудничеству;

  • Стремление быть понятым;

  • Способность выбирать род занятий, участников по совместной деятельности;

  • Ребенок открыт новому, проявляет стремление к получению знаний.

Один из главных показателей достижения целевых ориентиров - это уровень коммуникации ребенка со взрослыми и сверстниками, способы установления и поддержания им контакта, умение принимать совместное решение, способность к кооперации с другими детьми. Практика показывает, что у многих дошкольников к предшкольному периоду не в полном объеме сформированы эти навыки.

Наш опыт работы в использовании информационного пространства с дошкольниками заключался в следующем.

ГБОУ МО НШДС № 737 работает над Проектом «Ребенок в мире без границ». Проект заключается в организации общения с детьми из Болгарии и Китая.

Цели проекта:

1. Расширение кругозора детей

             2. Развитие коммуникативных навыков

             3. Трансляция культурных ценностей родной страны

Проект представляет собой:

  • Развитие коммуникативных навыков у детей

  • Организация общения между детьми разных стран

  • Углубление знаний детей о собственной культуре

  • Расширение представлений о мире

  • Знакомство с традициями и культурой других стран

  • Расширение взаимосвязи между детьми и педагогами как внутри учреждения, так и с иностранными коллегами

В начале работы в беседе с детьми мы выяснили, что в современном мире основными видами коммуникации являются:

- непосредственное общение, достоинства которого - близость собеседника, непосредственность эмоций, интонационная выразительность, «материальность речи»;

- общение с использованием ИКТ технологий (достоинства: быстрота, отсутствие пространственных барьеров, повышенный интерес к коммуникации).

Этапами работы над проектом были:

  • Традиционная переписка (письма и посылки друг другу через почту)

  • Переписка по электронной почте (совместная с детьми подготовка видео-презентаций, фотографий, написание электронных писем).

На каждом из этапов нами ставились определенные задачи. Так, на этапе «традиционной переписки» мы старались мотивировать детей к письменному общению со сверстниками в виде обмена рисунками, короткими письмами – знакомствами, поделками.   Дети узнали правила оформления письма: что такое адрес, конверт, марка, посылка, бандероль. Дети посетили почту, где отправляли посылки и письма, познакомились с работой почтальонов. Отследили на географической карте путь письма и способы его доставки – на поезде, самолете.

На этапе электронной переписки мы хотели научить дошкольников составлять электронное письмо в виде презентации о русской зиме и познакомить со способом его изготовления и отправки. Для этого требовалось сделать фотографии, отобрать лучшие из них (не только свои), вставить их, придумать текст к слайдам, напечатать его самостоятельно на клавиатуре, переслать письмо по электронной почте. Данный вид деятельности был новым в работе, как для нас, так и для детей.

Мы увидели повышенный интерес у детей к такому способу общения. Сначала дети были удивлены предоставленным им возможностям, технике, которая была им доверена, необходимости самостоятельного действия, принятия решения. Но затем проявили неподдельный интерес и активность: спорили, обсуждали, кому и как делать фотографии, что написать детям, кто будет набирать слова. Отсутствовало принуждение и дополнительные аргументы со стороны взрослого о необходимости повторить буквы, написание слов, предложений. Работа была желанной. При этом сами дети «открыли» достоинства и недостатки электронного письма. Они высказывали предположения, что электронному письму могут «помешать облака, непогода и ветер» дойти до адресата, оно может «исчезнуть». Большинство детей знали, что у родителей есть электронная почта, но знания эти были недостоверными и размытыми. Мы еще раз закрепили понятие «почтового ящика», адресата, темы письма уже в электронном виде, повторив его необходимость. Такой вид переписки стал желанным для детей, и они с нетерпением ждали ответа.

Использование ИКТ технологий в виде электронной переписки (которая не отменяет традиционные виды письма) позволяет повысить мотивацию у детей к обучению чтению и письму, потому что априори является желанной для современного ребенка. Перед ним раскрываются не только игровые возможности компьютера, но и использование его для познания мира, возможности общения посредством виртуального пространства.

Таким образом, то к чему мы стремились: расширение   возможностей коммуникации ребенка со взрослыми и сверстниками, способы установления и поддержания им контакта, умение принимать совместное решение, способность к кооперации с другими детьми можно сформировать так же и при использование компьютерных технологий, которые при этом не должны подменять традиционные способы общения среди дошкольников.

Следующим направлением работы с детьми с использованием ИКТ технологий является подготовка виртуальных музеев различной тематики.

 

Цырдя Нина Михайловна ГБОУ МО НШДС № 737, воспитатель

Иванова Ксения Валерьевна ГБОУ МО НШДС № 737 , заместитель директора по УВР