Он-лайн центр информационной
поддержки родителей

Общественное управление образованием как фактор становления гражданина.

10.05.2018

Реализуемые сегодня задачи модернизации общего образования в столице, интеграционные процессы всех видов образования, проистекающие, в том числе на базе современных образовательных комплексов, требуют активного общественного участия в управлении образованием, в оценке его эффективности и обеспечении качества. Данные направления рассматриваются как приоритет развития образования в стратегических документах российского образования:

— Федеральный закон «Об образовании в РФ»;

— Государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 гг.;

— Концепция развития дополнительного образования детей;

— Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авторы А.Д. Данилюк, В.А. Тишков, А.М. Кондаков,);

Совсем недавно Министерство образования и науки РФ провело апробацию новой эффективной формы участия представителей местных сообществ и участников образовательного процесса в управлении общеобразовательным учреждением – Управляющего совета, как уже действует новый институт общественного контроля – Наблюдательный совет. В рамках Приоритетного национального проекта «Образование» были реализованы региональные комплексные проекты модернизации образования, в которых было предусмотрено широкое общественное участие в управлении образованием и в оценке его качества. Реализация этих проектов показала значимость и важность государственно-общественного управления образовательными организациями в обеспечении общественной поддержки модернизации образования.

Развитие общественного участия в формировании образовательной политики, в управлении и мониторинге качества образования остается одним из приоритетов развития образования на ближайшую перспективу, в числе основных направлений деятельности Правительства РФ, Департамента образования города Москвы, образовательных комплексов. Государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 годы предусматривает открытость школьного управления, развитие практики общественного участия в управлении образовательными организациями. Важным участником системы государственно-общественного управления является «общественность», под которой мы выделяем организованные структуры, отражающие интересы социальных групп в области образования, в т.ч.:

— объединения участников образовательного процесса;

— объединения, обеспечивающие систему образования всеми видами ресурсов.

В современных образовательных комплексах (далее — Комплекс) реализуется трёхуровневая модель управления на основе принципов единоначалия и коллегиальности:

  1. уровень — органы, представляющие государственное управление учреждением — органы учредителя: Генеральный директор, директор, администрация;
  2. уровень — органы государственно-общественного управления учреждением (коллегиальные органы): Общее собрание работников и обучающихся Комплекса, Управляющий совет, Педагогический совет, Наблюдательный совет;

 

Полный текст статьи: