Он-лайн центр информационной
поддержки родителей

Из истории создания в России государственной системы образования

19.06.2018

В России царским правительством, вынужденным идти под влиянием начавшегося кризиса крепостнических отношений на уступки общественному мнению, была проведена

реформа просвещения. Воцарение Александра I сопровождалось заменой устаревшей системы государственного управления -- коллегий -- министерствами, в которые более соответствовали требованиям времени. Реорганизуя государственный аппарат, правительство сохранило, однако, основы самодержавно-крепостнического строя.

Среди министерств, организованных царской властью в 1802 году, было создано Министерство народного просвещения - специальный государственный орган, правда, с самого начала служивший не столько органом, способствующим развитию народного образования, «сколько органом надзора». Под руководством П. В. Завадовского, назначенного министром, проходила разработка нового школьного устава и проведение в жизнь учебной реформы. В январе 1803 г. были изданы «Предварительные правила народного просвещения».

А в 1804 г. публикуется «Устав учебных заведений, подведомственных университетам», многие положения которого были заимствованы у французов. Устав 1804 г. исходил из наличия в России системы школ, организованной в конце XVIII в. при участии Ф. И. Янковича де Мириево. В соответствии с уставом предполагалась новая система народного образования и управления учебными заведениями.

В основу системы были положены три принципа:

*бесплатность;

*бессословность (кроме крепостных крестьян);

* преемственность учебных заведений.

Согласно принятому уставу, Россия была разделена на шесть учебных округов: Московский, Петербургский, Казанский, Харковский, Виленский и Дерптский. Во главе каждого учебного округа были поставлены университеты.

До издания «Устава учебных заведений, подведомственных университетам» в России было только три университета: в Москве, Дерпте (ныне г. Тарту) и Вильно - и должны были открыться в Петербурге, Казани и Харькове. На университеты наряду с научными и учебными возлагались и административно - педагогические функции.

 

Полный текст статьи: